|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

ДОКТОР КИНЧЕВ, группа АЛИСА И СОТОВАРИЩИ "ЭНЕРГИЯ".

СТАРЫЙ РОКЕР, "РОКСИ", сентябрь-декабрь 1985 года

Недолго прожили вместе АЛИСА и Константин Кинчев - меньше года. За этот короткий срок они круто перекроили ленинградский табель о рангах, уверенно войдя в компанию лидеров. КИНО, ДЖУНГЛЯМ, СТРАННЫМ ИГРАМ пришлось потесниться. Ракурс освещения резко изменился; показалось, а может быть, так тогда и было - прозрачные стены АКВАРИУМА покрылись пылью.

Потом наступили летние каникулы; мы ждали осени, чтобы снова увидеть АЛИСУ с Костей на сцене. Осень-то пришла:

В АКВАРИУМЕ производили генеральную уборку с помощью модернизированных акустических средств, СТРАННЫЕ распались, КИНО стабилизировалось. Сначала АЛИСА выступать не могла (по непонятной причине), а когда смогла - не захотела. Кое-как сыгранный ноябрьский концерт особой радости не принес ни музыкантам, ни публике. Через несколько дней после концерта АЛИСА и Кинчев разошлись. На память об их союзе остались среднего качества концертные записи, несколько эпизодов в дурацком фильме "Переступить Черту", два десятка фотографий и студийный альбом "Энергия".

Работа над ним велась всю осень, а завершена была уже после раскола. В альбом вошли десять песен. Почти каждая из них - хит в лучшем смысле слова, вместе же они составляют впечатляющий цикл, в котором прослеживается единая, стержневая тема - размышления о судьбе поколения.

Эта тема является монополией Кинчева - автора музыки и текстов "Энергии", однако, мало кому удавалось воплотить ее на уровне одухотворенного творческого акта столь убедительно и проникновенно. Не каждому дано и не каждому дозволено провозгласить "Мы - вместе!" Слушая Кинчева, мы понимаем, что он имеет такое право, что это не поза.

Сейчас трудно сказать, как сложиться в дальнейшем судьба Доктора Кинчева: вернется он в Москву, или все же переедет в Ленинград. Но как бы там ни было, мы еще наверняка услышим в его исполнении эти песни, только с другим составом. А сезон 85-го года, во многом прошедший под знаком АЛИСЫ, с каждым днем отделяется от нас, медленно погружаясь в пучину прошлого. И жаль, что альбом "Энергия" не самым лучшим образом зафиксировал триумфальный взлет АЛИСЫ.

Вообще-то, дело не в буквальной фиксации, всем понятно, что "Livе" и студийная работа - ни одно и то же. И все-таки, даже несовершенные концертные записи лучше всего передают мощный драйв АЛИСЫ, они звучат естественнее, живее. Ведь АЛИСА играла демоническую, жутковатую музыку, которая пронизывала насквозь, вызывала сильнейший катарсический шок. Все понимали: идет волна!

На альбоме саунд оказался совсем другим - искусственным, стерильным, модным; это особенно ощутимо в "Меломане", "Экспериментаторе", "Ко мне".

Впрочем, проблема не в саунде: Каждый пишет, как он слышит, а тем, кто не имел удовольствия увидеть АЛИСУ в натуре, "Энергия" принесет немало радости и прочих положительных эмоций. Вот если бы не было еще драматизации: Автором сего почтенного изобретения является, видимо, г-н Тропилло, а Кинчев, фамилия которого в списке драматизаторов идет второй, похоже, исполнял в данном случае роль подмастерья при великом мэтре. И тот и другой неплохо поработали по части режиссуры: Цитаты из Островского, Булгакова, Бодлера и кого-то еще (из Гоголя, что ли?), очевидно, должны вызвать у нас восхищение широтой кругозора и эрудицией "драматизаторов" и дать понять, что все не так просто, как кажется, а гораздо сложнее, загадочнее, страшнее.

Заглавная песня - "Энергия" - больше всего пострадала от безумного экспериментаторства (экс:экс:) - и она - главный цветок зла. Чем оправдано введение в нее хора булгаковских персонажей , для чего гнусавый голос мэтра декламирует стихотворение Бодлера "падаль"? Оно по своему содержанию не имеет ничего общего с текстом Кинчева. Может быть, нам помогают проникнуть в лабиринт подсознания, Тогда остается вспомнить раннего Макаревича: "Сумрак подсознанья, темный и сырой подвал, туда нелегко попасть, но я там побывал". Ну и на здоровье! Только зачем нужно было портить альбом дешевым сюрреалистическим финалом?

Прав Слава Задерий, обозвав все это дело тропиллизацией. Лучше и не скажешь.

Выходит , что Тропилло - злой гений, демон, что от него пользы никакой, а только вред? Нет, тысячу раз нет! Заслуги его огромны, и если бы не он: трудно даже представить ленинградский рок без него. Не было бы "Табу", "Дня Серебра", "Белой Полосы", "Начальника Камчатки" и многого другого. Реверансов со стороны "Мелодии" мы можем ждать еще лет триста, и, скорее всего, не дождемся. В то же время мы теперь настолько привыкли к альбомам, настолько избалованы фактом их постоянного появления, что нередко забываем, какого поистине адского труда они стоят уважаемому Андрею Владимировичу. Но от ошибок никто не застрахован. И стоит ли замалчивать очевидные недостатки, на манер комплиментарной театральной критики, восхваляющей плохой спектакль какого-нибудь главного режиссера, и умело обходящей "скользкие места" только потому, что он - человек с заслугами?

Альбом "Энергия" существует. Музыка АЛИСЫ И СОТОВАРИЩЕЙ сохранена для нас и для потомков. На чашке весов, наряду со всем остальным, маленькая, но увесистая гирька "драматизации". Каждый имеет право на собственные выводы.

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.