|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

"АЛИСА": обмен энергией.

"Алиса"... играет музыку динамичную, азартную,
взращенную на традициях классического хардрока.
Старается превращать свои концерты в
запоминающиеся спектакли".
А. Алексеев
"Ждите сенсаций",
"Студенческий меридиан",
1986, № 10


"... я включаю магнитофон и слушаю
"Мое поколение" групы "Алиса" - песню,
построенную на боли, на нервах, на неприятии того,
что мешает мне жить".
В.Голованов
"Словно рок над этим роком",
"Литературная газета"
1986, 15 октября


- Перед вами не занято?
Садятся на пол. Перед ними садятся еще. На креслах первых двух рядов умещаются по двое, по трое.

Зрительный зал бурлит в ожидании, будто подогреваемый снизу. Выходят музыканты в черных футболках с красной надписью, затем темноволосый солист в перчатке без пальцев, застегнутой на запястье значком с надписью "Мир", с длинным шарфом из легкой красной материи. Он приветствует всех - зал взрывается, пар вырывается из котла, пробегает волна в сторону сцены.

Когда заканчивается песня, тем, кто остался сидеть, уже ничего не видно. Пространство перед сценой, проходы в зале мгновенно заполняются, как вагон метро в час пик. Но если б в вагоне еще и танцевали, пели, размахивали руками и шарфами, тогда бы только срвнение было до конца верным.

"Алису" нельзя слушать сидя. "Алису" ждут. Ловят ее выступления в ленинградских ДК. Пробиваются правдами и неправдами. Каждый концерт "Алисы" вербуют ей новых поклонников. "Алиса" в своем расцвете.

Группа Ленинградского рок-клуба под этим названием существует с 1984 года. Нынешний состав сформировался в конце 1985-го. На гитарах играют Петр Самойлов (бас) и Андей Шаталин. На клавишных - Павео Кондратенко. На ударных - Михаил Нефедов. Иногда к ним присоединяется Олег Васильев со своей трубой.

Ну и, конечно, Константин Кинчев.

Как всякий лидер, уважающий свойх партнеров, он открещивается в разговоре от своего лидерства: "Что ты "Алиса" - это мы все: и те, кто играет, и те, кто обставляет концерты, и даже те "Алиса", кто ходит нас слушать посроянно. Мы многих из них узнаем в лицо".

Но все-таки именно его манера петь, сценический облик, его песни делают "Алису" такой, какая она есть. Один из секретов популярности группы - в текстах. Трудно представить себе молодых зрителей, которые раскачивались и пели бы хором: "Динозаврики!.. Диноза-аврики!.." или "Ты кукушка брось куковать!"

Это не социально. Отклик в мятущихся душах находят другие слова. На концертах "Алисы" скандируют: "Мы вместе!", " Мое поколение чувствует боль...", "Ваш компромисс не для нас!" Это песни о них, это песни - им. Так считают пришедшие на концерт.

- И все-таки, Константин, на выступлениях "Алисы" - от 14 до 30. А твое поколение это кто?

-
Год моего рождения - 1958-й. И все члены группы примерно того же возраста. Но мы считаем, что "наше поколение" шире: это те, кто молод сейчас, был молод в конце семидесятых - начале восьмидесятых.

-И в чем особенность этого поколения?

-В том что оно росло в духовной блокаде. Если хочешь, назови это в своем интервью отсутствием гласности. Сегодня публекуют то, что не публиковалось, снимают с запылившихся полок и показывают "запретные" фильмы. И то, что наш "непрофессиональный" рок вырвался к широкой аудитории - это все моменты одного процесса. О чем петь, как не об этом, о том, что надо быть собой, не озираясь в страхе - "как бы чего не вышло".

Я знаю людей разного возраста, у которых воинствующий нонконформизм "Алисы" вызывает искреннее возмущение: "Музыканты кривляются... Одеты не так... Ведут себя вызывающе..." Действительно, шоу, которое пытается разыграть на сцене группа, обычно заранее не продумывается в деталях, дейсвительно развивается спонтанно, интуитивно и всегда вырывается за рамки стереотипов. А стереотипы бывают разные - хорошие и дурные, и отношение к ломке стереотипов тоже бывает разное.. Но - "Быть живым - мое ремесло. Это дерзасть, но это в крови!" - поет Кинчев и его слова подхватывают.

- Есть мнение, что рок - музыка обращена к примитивным, "низменным" чувствам аудитории...

- На все сто не согласен. Прыгать, размахивать руками, кричать - это не низко. Это весело. На любом массовом празднике, народном гулянии, если взгянуть со стороны, только этим и занимаются. Все можно свести к абсурду, все выругать!

- Понимаешь, - говорит Константин, - есть такое слово - "завести" аудиторию. Мне нравится оно. Но то хорошее, что за ним стоит, - это цель каждого нашего выступления. Я бы назвал это состояние праздника. На удавшихся концертах происходит колоссальный обмен энергией. С первых аккордов, первых слов пытаешся выложиться до конца. Мы выплескиваемся в зал. Если идет ответная волна энергии, если зал поднимается, то мы тоже заряжаемся то этого импульса. На этом все держится. И кто тут "заводит", трудно сказать. Если мы сыграем вяло - нам не ответят. И наоборот. А если нет единения со зрителями, нет этого праздника, то не спасут ни ритм, ни мощность звука, ни текст. С нами такое случалось.

"Энергия" - название первого, и единственного пока, любиьельского альбома, который записала "Алиса" в студии Ленинградского рок-клуба. Когда Кинчев на сцене, энергия гнет его, распрямляет, делает еще выше, тоньше и злее. Энергия поднимает зал с кресел и начинается многоваттный, с одной стороны, и многоголосый, с другой, диалог. Кинчев жадно вглядывается в зал, поворачивает к нему ухо, он чутко и нервно ищет контакт...

- Ну, а что дальше? Кажется порой, что "Алиса" на таком пике, от которого один путь - вниз!

- Нет! Задумок много. Сегодняшняя программа доигрывается. Мы собираемся сделать перерыв в выступлениях, чтобы к новому смотру-конкурсу самодеятельных рок-групп Ленинграда выйти с новой программой. Думаем о втором альбоме. У нас все впереди!

Для любителей группы сообщаем, что недавно на "Ленфильме" завершилась работа над кинокартиной " Взломщик", где в одной из ролей снимался Константин Кинчев. А несколько песен в исполнении "Алисы" использованы авторами фильма в качестве музыкальных иллюстрации.

С. Зелинский

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.