|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

Стереотип со взломом.

"Ленинская смена", 25.10.87

Валерий Огородников, режиссер-постановщик фильма "Взломщик".

"Работа трудная и необычная. В фильме много фрагментов выступлений популярных молодежных рок-групп. таких, как "Алиса", "Аукцион", "Кофе", "Присутствие".

Но я не дока в современной музыке и совсем не собирался делать фильм о музыкантах. Просто хотелось повнимательнее присмотреться к молодежи и ее кумирам, к приметам современной городской культуры, к стилю жизни и общения молодых. С чем они не согласны, с кем воюют, что любят, почему хотят от всех отличаться,что для них действительно свято? Вы это знаете? Я вот не берусь точно ответить на эти вопросы.

К сожелению, получилось так, что жизнь наших подростков, формально заорганизованная школой и комсомолом, на самом деле идет самотеком. По сути, взрослым неинтересны и не понятны их дела и пристрастья. А понять их нужно обязательно и поскорее. Ведь через десять-пятнадцать лет эти ребята, которые кому-то кажутся сегоня инфантильными, вздорными и ценичными, будут решать сложные проблемы времени. Долгие годы мы говорили с экрана, да и в жизни, о псевдопроблемах, забывая за ними о насущных, реальных делах и заботах. В результате и оказался запущенным, духовно беспризорным молодой народ.


Наш фильм - лишь фотография сегодняшней молодежи..."


Фильм "Взломщик" - самый спорный фильм года.

Для того, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в подзаголовок, вам, как минимум, нужно посмотреть эту картину ленинградского режиссера Валерия Огородникова. Она в самом деле весьма необычна. Героями фильма являются всамделишные "крутые" рокеры, а главную роль исполняет одна из самых ярких "звезд" на небосклоне Ленинградского рок-клуба - лидер популярной группы "Алиса" Константин Кинчев. На протяжении многих лет наш кинематограф - и игровой, и документальный, - как черт ладана сторонился этого непонятного, странного, пугающего, даже порой шокирующего мира - мира рок-музыки. Да, на этот раз (в отличие от лихо прошедших в прокате "Души" или, скажем, "Начни сначала") на экране не музыкально-рекламные номера с участием знаменитостей, а повествование, претендующее на полную жизненую достоверность: реальные судьбы, лица, концерты, "тусовки", бытовые неурядицы, творческие проблемы... Стоп, вот с последним как-то напряженно, но об этом ниже. А первое впечатление от фильма одно - выхвачен и снят остро, смело для нашего искуства кусок жизни; кинематографисты зашли на заповедную территорию. Думается, совсем без агрессивных намерений - обличить, вывести на чистую воду, пригвоздить к позорному столбу и пр. Скорее с целью наблюдения и размышления, которое должно вызвать и наши зрительские раздумья. Уверен - вызовет.

Итак, фильм о "рокерах". Безусловно, но не только о них. И вообще, несмотря на обилие звучащей в ленте музыки, картину трудно назвать музыкальной: драматургия ленты выстроена по другим законам. Режиссера не меньше, чем секреты отечественного рока, видимо, интересуют проблемы взаимоотношений между поколениями, семейный микромир. Молодой постановщик умеет сочно и емко жывописать быт, хорошо чувствует ритмы большого города. Кажется порой, что создатели ленты как бы немного разбрасываются, не находя в себе решимости выбрать главный предмет исследования. И в этом, наверное, одна из причин того, что фильм может быть понят, трактован, воспринят по-разному. Лишний раз я убедился в этом, когда побывал на одном из первых обсуждений фильма в Горьком - в кинотеатре "Орленок".

В зале были старшеклассники, студенты, педагоги. Вот наиболее характерные отзывы, вопросы, прозвучавшие в ходе разговора:

- на экране - не искусство, это какой-то крик, вопль, это не песни, настоящую песню слушают с закрытыми глазами, оставаясь с ней один на один;

- в фильме показана талантливая, ищущая молодежь, эти ребята найдут свое место в жизни, их экипировка, размалеванные лица, странные позы на сцене - от желания обратить на себя внимание, это наносное, это пройдет;

- когда-то футуристы тоже пугали обывателей своими нарядами, но это не мешало людям понимающим увидеть за эпатажем творчество. То, что в фильме показаны именно творческие ребята, - для меня несомненно;

- меня очень увлекает музыка, подобная той, которая прозвучала в фильме, но я считаю, что каждый человек имеет полное право на любую форму самовыражения, если это не идет вразрез с нормами закона;

- в фильме многое показано так, как происходит в самой жизни, - ее здесь не подганяют под заранее придуманную форму, нет, берут такой, как она есть. Фильм правдив искренен - и этим уже интересен;

- я сразу же начала сравнивать фильм с нашумевшей лентой "Легко ли бить молодым?", сравнение не в пользу "Взломщика". В фильме ленинградцев проблемы только обозначаются, легонько намечаются пунктиром, никакого анализа нет и в помине. Много шума... из ничего;

- все, кто любят рок, скажут создателям фильма "спасибо";

- почему музыканты в фильме показаны такими грубыми, неприятными, неумными, способными произвести лишь отталкивающее впечатление? Где творчество?

Ну, и т.д. и т.п. А что думаете вы? Какое впечатление произвел на вас "Взломщик"? Согласны вы с тем, что лента разрушает сложившиеся стереотипы "молодежного" фильма, или считаете, претензии авторов картины в основном не обоснованы?

Напишите нам. Мы с нетерпением ждем ваших мнений.


А.Блудышев

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.