|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

«Алиса» покидает зазеркалье

В начале марта исполнился год Свердловскому рок-клубу. Обстоятельный разговор о его первых шагах и итогах работы, неизбежных приобретениях и неудачах, проблемах ждет читателя впереди. А пока расскажем о том, как прошел первый день рождения нашего годовалого «малыша», возраст которого вполне «солидный» по нынешним темпам акселерации.

Как и полагается в этом случае – были гости: новосибирская рок-группа «Калинов мост» и ленинградская «Алиса». А вначале всем, кто пришел на именины в Дом культуры имени Свердлова, была показана кинопрограмма, куда вошел и номер киножурнала «Советский Урал», целиком посвященный проблемам наших самодеятельных музыкантов.

С экрана размышляли о них Саша Пантыкин, Егор Белкин, Слава Бутусов, Володя Шахрин, которых вскоре зрители увидели на сцене. Некоторые из проблем, упоминавшихся в киножурнале, были уже решены с созданием в Свердловске своего рок-клуба, но вместе с тем появились и новые.

Потом в праздничной программе выступили лидеры клуба: «Каталог», «Наутилус», «Чайф». Эти группы наверняка многим нашим читателям хорошо известны, а потому остановимся подробнее на гостях.

«Калинов мост» произвел довольно любопытное впечатление прежде всего неожиданным сочетанием рока с русскими фольклорными песенными традициями. Иногда даже могло показаться, что у солиста Дмитрия Ревякина вместо гитары в руках балалайка. Это в «Моей песне», которой группа открывала свое выступление, и, видимо, которую считает для себя программной, в почти былинной «Внуки Святослава», где, впрочем, в припеве явно звучали интонации… «В ожидании солнца» американской группы «Двери».

И как оказалось, не случайно, потому что, кстати, едва ли не лучшая композиция «Калинова моста» «Честное слово» была, хоть это и не объявлялось, посвящена памяти одной из самых ярких в свое время личностей рок-музыки, лидеру «Дверей» Джиму Моррисону. Да и сделана эта вещь была, как говорится, почти «один к одному», как его пронзительная музыкальная драма «Когда кончается музыка».

В остальных песнях – «Отец работал с утра и до ночи», «Пойдем со мной», «С боевыми глазами», мне кажется, группа не сумела сказать что-то совсем свое и оригинальное о том, что еще недавно умалчивалось, а теперь муссируется во всех газетах.

В этом смысле ленинградская «Алиса» стоит совершенно особняком. Группа известная. Недавно по телевидению шел фильм «Переступить черту», где она снималась и спела песню «Я меломан». Вспомнили? А солист группы Константин Кинчев сыграл одну из главных ролей в ленте «Взломщик».

На выступлении «Алисы», казалось, бьет током, настолько она электризует зал. К слову сказать, почти все песни, исполненные группой в этот вечер, записаны на альбоме «Энергия». Да уж, чего-чего, а энергии у «Алисы» не отнять.

Программная песня – «Мое поколение», в которой группой остро обозначены проблемы поколения безвременья. «Дети бесцветных дней» - сказано у Гребенщикова, почти теми же словами у «Алисы». Все, о чем мы сейчас говорим открыто: жонглирование лозунгами, отрыв слов от дела, двурушничество, элементы застоя 70-х – начала 80-х годов ударили по поколению, выросшему в атмосфере конформизма. Потому и реакция «Алисы» на них во многом вызывающе-экстремистская. Этакое агрессивное: «Нате!» - зажравшимся «отцам». Кстати, один из лидеров группы Вячеслав Задерий, выйдя из «Алисы», организовал свою группу с таким же маяковским названием – «Нате».

Еще в 1965 году манифестом бунтарей шестидесятых годов стала песня ансамбля «Кто» «Мое поколение», бросившего камень в сонное болото западного общества «всеобщего благоденствия». Теперь разбудить спящее, привыкшее «молчать по углам» поколение пытается «Алиса». В ее жесткой, остро сатирической музыке преобладают «взрывные» тенденции, она напориста, экспрессивна, а артистичный вокалист Константин Кинчев обрушивает на слушателей эмоциональный шквал, буквально выжимая себя на сцене, кажется, без остатка в песнях «Доктор Буги», «Компромисс не для нас».

Да, время компромиссов ушло. Но как поет «Алиса»: «Идет волна, прислушайтесь к звуку, пока не начался новый штиль». Ушло время сказок и иллюзий, в которых нельзя прожить всю жизнь, кончилось время игр, и «Алиса» говорит «Прощай» - своему Зазеркалью.

В. ВОЗЧИКОВ, «На смену!» 28.03.1987.

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.