|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

"Взломщик"

"Спутник кинозрителя", 1987, № 10

"Взломщик" - "Ленфильм", цветой
Автор сценария - Валерий Приемыхов
Режиссер - Валерий Огородников
Оператор - Валерий Миронов
В ролях: Олег Елыкомов, Константин Кинчев,
Юрий Цапник, Светлана Гайтан, Полина Петренко



Многие годы - начиная с выхода на экраны фильма "Доживем до понедельника " - мы были уверены в том, что в разговоре с молодыми и о молодых планка поднята на рекордную высоту: откровенность, расчет на взаимное понимание, признание права на самостоятельное мнение и самостоятельный поступок - ну, кажется, все учли сценаристы и режиссеры, все рассчитали. Но при этом подростки не очень-то ходили на эти фильмы, не было видно у кинотеатров тех очередей, какие выстроились нынешней весной, когда вышел на экраны документальный фильм Юриса Пендиекса "Легко ли быть молодым?". Не исключено, что с него придется отчитывать новую эпоху кинематографа для подростков.

Но, видимо, необходимость не просто откровенного, а порой и жеского разговора о молодых почувствовал не только латышский документалист. Одновременно в Ленинграде дебютант Валерий Огородников снимал свою картину "Взломщик", не менее яростную, открытую и драматичную. В последнее время подростки из разных "неформальных" групп получили возможность высказаться в прессе. Мы узнали, чего они хотят и от чего отказываются, что защищают и мимо чего проходят совершенно равнодушно. Наверное, они высказались еще не полностью, многое осталось потаенным. Но ясно, что хотят общения без нотаций и заигрывания со стороны взрослых. Они хотят отстоять свое право на тот способ жизни, который кажется им единственно приемлемым. " Горячатся!" - может воскликнуть любой из нас, поднабравшийся жизненного опыта. Да, может быть, и горячатся, но тем не менее их право на свои ценности должно быть признано.

Обо всем этом - фильм "Взломщик".

Предрекать зрительский успех фильма - поступок опрометчивый. Но все же рискну предположить, что на "Взломщика" подростки пойдут. Не думаю, что потянет их туда стремление "перевоспитаться" ( на что так долго и упорно уповали создатели фильма и критики), скорее, поведет их любопытсво - все же в первый раз увидят себя в художественном фильме именно такими какие есть в реальности. Да-да, вот они стоят раскрашенные, с выстриженными клочьями волос, в немыслимых заклепках, в черной коже - стайкой сбились на улице, заставляя шарахаться прохожих и вызывая в некоторых из них не только безотченый страх, но и желание наказать.

Фильм ценен прежде всего тем, что режиссер подобных чувств не разделяет и не испытывает. Быть может, в силу собственного возреста он понимает: то, что так экстравагантно вылезает наружу, не есть сущность, нутро и жизнь их, дейсвительно, не так уж легка и безумна.

Об этом фильм.

Его главные герои - два брата, один из которых достаточно взрослый, прорывающийся - и с успехом - в кумиры певцов рок-музыки, а другой всего лишь семиклассник, восторженно глядящий на старшего. Запущенный дом, в котором опустившийся, по-люмпенски беззаботный отец распевает со своими дружками, перестал быть домом для обоих. Мать умерла. Они вышвырнуты на улицу, и она диктует им способ жизни.

И если старший уже акклиматизировался, нащупал свой путь, то младший еще только-только начинает понимать что к чему. Им движут чувства самые простые и естественные: потеряв мать, не найдя отца в отце, он пытается прилепиться к брату, к его взрослой и пока не понятной жизни. И все поступки дектует ему чувство: он гордо оглядывает орущий зал, "заведенный" братом Костей с эстрады, он скучая сидит на репетициях духовного оркестра - по малости лет ему доступа в рок группу, наверное, еще нет, но брат - музыкант, и он хочет хоть как-то походить на Константина. Многое маленький Семен угадывает. Многое в силу своей наивности верно чувствует. Он смотрит на мир распахнутыми глазами, впитывает в себя все, что происходит вокруг, но его ранее одиночесво уже грозит быть пожизненным. Собственно, и старший брат чувствует себя не менее одиноким.

Что же касается интригующего названия, которое пристало скорее детективу, то в сюжете оно отыгрывается едва ли не в последних эпизодах и ничего детективного не содержит.

Возможно, что зритель создает свою собственную легенду о картине и, передавая по цепочке мнение о ней, на первое место выдвинет музыку, которой щедро насыщен фильм, и участие в нем Константина Кинчева (в роли своего тески) - руководителя популярного рок-ансамбля "Алиса". Но, впрочем, пока это все предположения человека, давно вышедшего из возраста поклонников рока и передившего свое увлечение им во времена владычества группы "Битлз". Старикам положено вздыхать: "Новое время - новые песни". Главное же, чтобы молодые узнали свои песни, а "старики" разных поколений - не запрещали им соченять их и петь.


Кинокритик Лидия Польская

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.