|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

"Черная метка" АЛИСЫ

Анатолий Гуницкий. Газета "Вечерний Петербург" от 16.11.1994 г.

Альбом "Черная метка" отражает тяжелый период в жизни АЛИСЫ. Во всех отношениях тяжелый - трагическая смерть гитариста группы Игоря Чумычкина предопределила мрачное настроение альбома и стилистику всех его композиций, выдержанных в духе очень жесткого хард-н-хэви. У АЛИСЫ и прежде появлялось тяжелое звучание, но здесь оно доминирует, придает альбому сгущенно-черный колорит рок-н-ролльного реквиема, не имеющего ничего - и это очень существенно - общего с туповатым инфантильным сатанизмом, свойственным большинству современных металлистов и трэшевиков.

Кинчев никогда не играл в рок-н-ролл, он всегда воспринимал его как особую судьбу, как фатум. Можно по-разному относится к кинчевской поэтике, можно, наверное, ее вообще не воспринимать, но она никогда не была умозрительной, сконструированной, фальшивой. Естественно, что Костю (и, само собой, АЛИСУ) как честного, распахнутого для жизни художника "заносило" в разные стороны. Но что из того? Кто из нас имеет право диктовать поэту, учить его, каким следует ему быть? Несмотря на откровенно рок-н-ролльный образ жизни и несомненное богоборчество, Кинчев не предал свой дар Божий, Бога в себе и не стал, как некоторые его собратья по рок-цеху, якшаться с теми бесами, которые имеют сегодня совершенно определенную окраску и конкретные, совсем не метафизические, социальные интересы.

Но - вернемся к альбому. Ориентация на классические каноны тяжелого рока сначала кажется странной и откровенно старомодной, все-таки АЛИСА всегда играла другую музыку. Однако более пристальное знакомство с "Черной меткой" позволяет почувствовать, что эта стилизация была произведена сознательно и что она вполне уместна - хотя бы потому, что Игорь Чумычкин был гитаристом тяжелого плана, и группа отдала ему последнюю дань той музыкой, которую он любил. Кроме того, многие песни альбома написал сам Игорь. Успел.

... Все же довольно сложно анализировать - невозможно забыть о трагической первопричине альбома, и жанровые проблемы, честно говоря, мало волнуют, когда слышишь, как в каждом номере пульсирует всепроникающее лезвие боли. Рок судьбы, судьба рока. Каюсь, я не был ошарашен, узнав о самоубийстве Чумычкина. Цинизм? Нет. Что-то назревало, что-то неизбежно должно было случиться с АЛИСОЙ - уж больно круто Кинчев гнал тогда лошадей...

Фатализм по-прежнему является ведущим двигателем в творчестве Кинчева. Лучшие песни альбома "Черная метка", "То ли про любовь, то ли про беду" и особенно "Дурак" - сочатся запредельно-глубинным лиризмом, неистовая, страстная тоска по жизни неотделима от яростного, острого стремления выйти, вырваться за пределы возможного, кем-то отмеренного. Поэтому плавное, фольклорно-напевное мелодическое кружево в "то ли про любовь.." разрывается неожиданной сменой ритма и какими-то безумными выкриками - таких контрастных переходов очень много в альбоме, они всегда неожиданны и заметно обогащают прямолинейную логику риффов. Кто-то может воспринять отчаянную безысходность "Белой невесты" или "Умереть молодым" как оправдание суицида, но это было бы большой ошибкой. Кинчев вообще не любит давать советов, особенно в песнях последнего времени, альбом "Черная метка" - это горькая притча о том, как каждый выбирает свой рок-н-ролл. Ну а потом... . Ну а потом... никому не дано знать, чем завершится кода.

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.