|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

Константин Кинчев: <Рок-н-ролл - это не работа>

В.Полупанов

г. <Аргументы и факты> № 40/1997

 

Листая подшивки <перестроечной> прессы, я наткнулся на несколько публикаций о группе <Алиса> и ее концертах. Почти все представляют поклонников этого коллектива как стадо обезумевших фанатиков. Лидер группы Константин Кинчев  назван чуть ли не проповедником-сатанистом, призывающим молодежь к хулиганству и дебошу. С тех пор минуло больше десяти лет. <Алиса> по-прежнему существует и регулярно гастролирует по стране и за ее пределами. Выступления группы не стали менее шумными, поклонников не убавилось.

Сам Кинчев изменился лишь внешне - стало  больше морщин на лице и седины в волосах. После концерта, который проходил в московском ДК <Меридиан>, музыканты пили в гримерке не алкоголь (как это частенько случалось раньше), а обыкновенную минеральную воду. Да и сам Доктор (так любовно называют Кинчева фэны) выглядел вполне добропорядочным семьянином, который по выходным ходит в церковь, не ругается матом и сидит на диете. Поэтому так и подмывало спросить его о былом бунтарстве.

n    В твоей песне <Все это - рок-н-ролл> есть строчки: <...каждый в душе Сид Вишез, а на деле Иосиф Кобзон>. В твоем понимании что наиболее ярко демонстрирует образ Кобзона?

n    - ... чтобы не обидеть страшного папика, скажу, что все, конечно, тянуться сыграть концерт протяженностью 24 часа. Но это может только один Иосиф Давыдович. И где-то в четвертом часу ночи тех, кто ушел, берут на карандаш... (Смеется).

n    - Ты всю жизнь занимаешься самовыражением, однако ранняя <Алиса> воспринималась как бунтарская субстанция, а песни - протест против властей, официоза...

n    - Песни чуть глубже. А поверхностное восприятие таково, я согласен.

n    - В сегодняшнем концерте я не уловил никакого протеста. Хотя, может быть, поводов для социального творчества в последнее время стало еще больше.

n    - У Германа Гессе есть замечательная повесть <Паломничество в страну Востока>. Там один человек очень переживал по поводу того, что паломничество куда-то делось. И он решил написать об истории паломничества, своего места в нем и о том, как ему было там клёво. В процессе написания он осознает, что это он выпал из паломничества, а оно как было, так и есть.

     Мне никогда не нравилось, что <Алису> называли социальной группой, поющей лозунги или

     призывы. Это поверхностный взгляд людей, которые не удосуживаются заглянуть глубже.  Протест на уровне <мне не нравится то, что здесь было, мне не нравится то, что здесь есть...> мне  неинтересен,  протест <между землей и небом война> мне безгранично интересен.  В песне <Печать зверя>, мне кажется, все разложено по полочкам - против чего я протестую. <Козлов кодлы пасет воля, Шагать строем - слепых доля. По чью душу рычит свора? Закон труса - служить вору...> Несоизмеримо глубже, согласитесь? Вот на этом уровне протест и война существуют. А на сиюминутном уровне какой смысл?

n    - Но у тебя есть довольно сиюминутная песня <Звезда свиней>, навеянная образом Невзорова. В ней какой был протест?

n    - Социальный. Поэтому эта песня короткой судьбы. Сегодня она кажется плоской. Так же песню <Тоталитарный рэп> сегодня играть было бы  глупо.

n    - Можно сказать, что люди из поплагеря тоже выражают себя через песни. К ним какие претензии?

n    - Коренное отличие в том, что мы делаем то, что нравится нам. У них идет просчет и маркетинг на тему, что нужно сейчас публике. Даже сленг у попсарей свой: <схавают?> - <не схавают?>. Мы занимаемся совершенно иным. Поем о том, что лежит на душе и по поводу чего она болит.

n    - Неужели ты ни разу не просчитывал что-то, не делал какого-то маркетинга? Хотя бы в последнее время?

n    - Сейчас я тем более этим не занимаюсь. Я не рисуюсь, честное слово. Заниматься просчетами - дело издателя. У меня нет других источников дохода. Поэтому, чего греха таить, кто даст больше денег, тому и отдаешь издавать альбом.

n    - Тем не менее, ты когда-то сам заявил, что <рок-н-ролл - это не работа, рок-н-ролл - это прикол>.

n    - Не работа, рок-н-ролл - это прикол. Как только рок-н-ролл становится работой, ты начинаешь просчитывать, и рок-н-ролл куда-то улетучивается, ты, сам того не заметив, перетекаешь в другой лагерь. И тогда мощный маркетинг - <схавают - не схавают> и все вытекающие отсюда последствия.

n    - Как сегодня у тебя рождаются песни?

n    - Да как-то вдруг. Любая песня - это попытка выразить внутренний мир.

n    - Довольно избитая формулировка.

n    - Отвечая на подобные вопросы, всегда прибегаешь к каким-то банальностям. Хотя это на самом деле искренний ответ. То. Что творится в душе, то и пытаешься отгрузить в песню. Потом эти песни объединяешь под одним названием. Альбом отражает определенный отрезок жизни, который мы проживаем. Например, <Дурень> - это то, что творилось и твориться с нами в последние год-два.

n    - С группой?

n    - Да. Основные темы в альбоме: дороги, радость от того, что Создатель сподобил явиться на свет, внутренние <запутки>, ощущение того, что грешен по самую макушку, попытки искренне в этом признаться, то бишь исповедаться публично. Не знаю, насколько это удается. Но попытка такая есть. К этому альбому батюшка подсказал мне замечательный эпиграф из кодекса царя Хаммурапи: <Посмотришь на него: человек как человек, а внутри город, дымящийся в руинах>. В любой русской сказке <дурень> в конце концов превращается в царевича. Иван-дурак на поверку далеко не дурак.

n    - Сейчас модно стало ездить в деревню за песнями - Шевчук, Гребенщиков, Скляр. Вот и вы тоже пишете песни в деревне под Питером.

n    - Ценить природу начинаешь, когда становишься старше. Молодые люди игнорируют лес, реку. Те, кто постарше, тянутся к земле. Поэтому все закономерно. Больше скажу, мне нравится стареть, я получаю от этого удовольствие.

n    - А ты прямо чувствуешь процесс старения?

n    - А как же? Мне скоро сорок лет. Я чувствую себя на свой возраст, не больше - не меньше.

n    - Многие твои коллеги говорят, что чувствуют себя 17-летними мальчиками.

n    - Ради Бога. Я чувствую себя сорокалетним мужчиной.

n    - В твоих песнях нет ничего деструктивного, однако на концертах полно пьяных подростков, которые довольно агрессивно себя ведут.

n    - Выпивка - это опять же атрибут рок-концертов. Ребята просто радуются тому, что мы повстречались, и отпраздновали это дело. Я тебя уверяю, что все они ушли с замечательным настроением. Это ж самое главное. Детям нужно это действо, этот праздник.

n    - Неужели все сводится к банальному обмену энергией между группой и поклонниками и ничего больше?

n    - Это закон жанра. На эмоциональном уровне происходит обмен энергиями, но существует еще зерно, которое, есть надежда, может взойти. Я просто облекаю свои жизненные позиции в необычные слова и довожу их до слушателя... Были периоды <запуток>, блудня. Спасибо Господу, что вывел меня оттуда практически не пострадавшим.

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.