|Апокриф |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

Рок - это не музыка для ночных клубов

 

Литературная газета №№ 1-2 (5636) 15.01.97 г., Вадим Штепа

 

Константин, вот вроде бы сейчас нет того идеологического диктата, который занимался гонениями на рок-музыку, а в массовом сознании рок-культура по-прежнему в основном ассоциируется с <беснующимися толпами>, а не с особым видом творчества. Почему, на ваш взгляд?

Ассоциировать рок-культуру с беснующимися толпами могут, наверное, лишь те, кто ее абсолютно не понимает. Конечно, когда на концерт приходит много народу, то у человека, не привыкшего к такому способу творческого самовыражения, может возникнуть какое-то предубеждение. Но если в зале устанавливается своего рода взаимообщение, очень тонкий контакт, то, по-моему, это и есть культура. Не отвлеченная, а живая, прямая, от души.

Сегодня, когда молодые люди знакомятся, они часто спрашивают друг друга: <Что ты слушаешь?> - тогда как их родители в этом возрасте интересовались: <Что ты читаешь?>. Вы не находите, что сегодня музыка как бы вытесняет литературу?

Нет, конечно. Хорошую литературу вытеснить просто невозможно. Особенно русскую литературу, образы которой и сегодня, и всегда, я думаю, будут живы. Пушкин, Гоголь и Достоевский были, есть и будут. Просто наш век, век магнитофонов, телевизоров и прочих сатанинских приблуд оказывает свое влияние. Поэтому люди Слова также вынуждены выражать себя посредством электромузыкальных инструментов. Это органичнее для конца ХХ века. Хотя, по сути, разницы нет - <чистая> ли это поэзия или положенная на музыку. Было бы в этом вдохновение.

То есть <чистое> Слово все же уходит?

А ведь русский рок и строится только на Слове. В этом и состоит его коренное отличие от западного рок-н-ролла. Если на Западе рок воспринимается как просто музыкальный жанр, то здесь как стиль жизни.

Как раз в связи с этим у меня был такой вопрос: вы можете согласиться, что рок - это новое проявление русской культурной традиции, новое проявление того, чем в свое время для поэзии был серебряный век?  Но только если тогда были культовые поэты - Блок, Гумилев, Есенин... - то теперь их <нишу> заняли культовые рок-музыканты?

На мой взгляд, это абсолютно точно, я это ощущаю очень четко. Другое дело, что немногие это понимают. Замечательно, что вам тоже так кажется.

Но тогда это было ясно всем, а сегодня <немногим>...

Ну, сейчас вообще о культуре говорить страшно. Поскольку 70 лет уничтожалось именно то, что и составляло культурное богатство России. Но тем не менее культура и сегодня есть - во всем корневом. Церковь православная есть, есть и творческие личности, которые понимают необходимость христианского возрождения.

Но эти личности принадлежат к очень разным поколениям. Чем вы можете объяснить тот факт, что вашу - довольно серьезную - музыку может глубоко воспринять и прочувствовать именно молодежь?

Я вообще  никогда не ориентировался на <обычных> людей. Мне были интересны люди, которые послушали бы и поверили в наши песни. А почему молодежь? Видимо, в этом возрасте душа более чиста, искренна, сознание не замутнено, не загружено мирской суетой, когда уже нет времени о чем-то важном задуматься. Этим достаточно и того, чтобы где-нибудь в машине послушать про бамбук. А мои песни пишутся от сердца - наверное, потому сердца и трогают. Я не пишу хиты...

А как же <Мое поколение>, <Красное на черном>, <Мы вместе>?

Ну, это не хиты, а гимны. Сейчас, если  я их предложу какому-нибудь телеканалу, радиостанции и даже заплачу огромные деньги, их все равно крутить не станут. Они <не в формате>.

Вы участвовали в акции <Голосуй или проиграешь>, и ваши песни оказали довольно неслабое влияние на молодой электорат. А потом в интервью <Огоньку> заявили, что хотите, чтобы политика вообще ушла из нашей жизни. Вы всерьез верите, что это когда-нибудь случиться?

Если государство выздоровеет, отчего же? Под выздоровлением  я понимаю полное освобождение от кровавого большевистского сатанизма и возвращение к христианской традиции. Ведь когда-то у нас все было поставлено очень грамотно: Русь была православной, был монарх, который радел о великой державе, которого с пеленок учили его великой ответственности. А потом пришла смута, прекрасно описанная в <Бесах> Достоевского, которая смела все буквально к чертовой матери. Поэтому сейчас уж пусть будет хотя бы демократия. И если монархии уже не будет никогда, это утопия, то пусть будут хотя бы те ростки свободы, которые есть сегодня. Потому на фоне того, как этот сатанизм опять поднимает голову, я счел своим гражданским долгом участвовать в этой акции. Пусть будет то, что есть. Хоть плохонькое, да все-таки наше. А вообще, по моему мнению, политики должны заниматься политикой, а творческие люди - творчеством. Тогда меньше будет всяких проходимцев.

Расскажите, пожалуйста, историю с вашей медалью. Ее, к сожалению, мало кто знает.

Получил я ее весной 1993 года - за август 1991-го. Медаль <Защитник Отечества>. А в конце 1994-го вернул - из-за убийства Дмитрия Холодова и начала чеченской войны. Это был мой единственно возможный политический протест против того, что происходит в стране.

Наблюдая за вашим творчеством и мнением, которое иногда появляется в прессе, можно сделать заключение, что ваши взгляды кардинально меняются - от социально революционных в 80-е до традиционно православных в 90-е. Как вы можете объяснить такую метаморфозу? И нет ли у вас чувства, что ваш рок становится уже несколько консервативен на фоне новой кислотно-электронной музыки?

Просто, смею надеяться, мой рок становится мудрее. Это только еще раз подтверждает, что рок - это совершенно не модное течение, не развлекательная музыка для ночных клубов, а самовыражение.

А вы считаете, что у рэйверов самовыражения нет?

Там есть самовыражение тела. А духа... Вот с этим проблемы. Вместе с тем я люблю чисто энергетическую музыку - например, московский IFK и питерский TEQUILAJAZZZ очень мощные команды. Весь драйв идет от души. И, главное, в них нет зла. Что же до русского рока, то в нем всегда честность и искренность стояли на первом месте. Его путь такой же, каким был вообще путь нашей Руси - от непосвященного язычества с его шаманскими наговорами до кристально ясного света православия. И я тоже идут этим путем. Пытаюсь, по меньшей мере. Как я принял Святое Крещение после поездки в Иерусалим, так теперь и рассматриваю всякое вероотступничество как клятвопреступление. Хотя, по слабости своей, занимаюсь рок-н-роллом..

???

Я считаю, что, если как музыкальный жанр,  рок-н-ролл и несовместим с Церковью, то как Слово - вполне. В роке - мятущийся дух, но дух восприимчивый, открытый влиянию свыше. Хотя также и всем искушениям. И главное из них сегодня - это желание идти на поводу у публики, превращать свою музыку в голимую коммерцию, вместо того, чтобы слышать в себе дух. От популярности у многих просто башню срывает. Но имена называть не хочется, и так всем все ясно.

А какие имена вы могли бы назвать из тех, кто близок вашим взглядам?

Это имена тех, кто даже в нынешнем море <американского чистогана> по мере сил старается продолжить русскую культурную традицию. Шевчук, конечно. При всей сложности и запутанности - Гребенщиков. Безусловно, Ревякин. И конечно те, кого уже нет с нами - Башлачев, Цой, Майк.

А из новых имен?

Мне об этом сложно говорить. Дело в том, что в отличии от поколения, которое выросло на стадионных рок-концертах конца 80-х, многие нынешние молодые люди слишком увлечены той внешней, псевдокультурной пленкой, которой их обволакивает телевидение. Я очень хотел бы надеяться, что они углубятся в нечто более существенное. Понимаете, если Бог дает человеку полную свободу, то и ад распахивает перед ним широкие врата. А мне интересны люди, которые идут во врата узкие - небесные. Для них АЛИСА, собственно, и поет...

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.