|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

Солнце за нас!

ж."Телевик" N17(206)1998 (27.04-3.05)

Писать о группе "Алиса", как и о Константине Кинчеве, - задача неблагодарная. Все уже сотни раз писано-переписано, есть книга Нины Барановской, есть множество статей в различных газетах и журналах. Наконец, недавно вышел CD-ROM "Быль да сказки" с полной энциклопедией групы и сведениями о каждом из музыкантов в отдельности. Нет, видимо, в нашем городе уже ни одного человека, который бы не знал, кто такой Кинчев. Боюсь даже, что при упоминании имени "Алиса" многим в первую очередь придет в голову группа, а не книга Льюиса Кэрролла. Однако будем надеяться, что тем, кто и так все знает о группе и ее лидере будет приятно еще раз вспомнить, а тем, кто ничего не знает - узнать об их творческом пути. Поэтому начнем...

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Как группа, "Алиса" появилась в 1983 году. Создал ее Святослав Задерий, прежде работавший с коллективом "Хрустальный шар". В тот период о Кинчеве никто и не слышал. Будущий лидер в это время в родной Москве создал группу "Зона отдыха", которая сразу же попала в списки запрещенных и не сыграла ни одного концерта, но успела записать альбом. Впоследствии некоторые песни того периода вошли в диск "Джаз".

И вот наступил 1984 год. Группа в составе: Задерий - бас, Андрей Шаталин - гитара, Павел Кондратенко - клавиши, Михаил Нефедов - ударные и Борис Борисов - вокал, саксафон принимает участие во втором фестивале Ленинградского Рок-клуба. На этом концерте Костя команду и приметил. Материала у Кинчева было более чем достаточно, и знакомства с питерскими музыкантами имелись. Тогда-то он и попросил своего приятеля Андрея Заблудовского, нынешнего лидера "Секрета", помочь записаться. Этот материал известен как "Нервная ночь" - "доалисовский" альбом. На записи Кинчев познакомился с Задерием. Видимо, тогда и родилась настоящая "Алиса".

Группа усиленно репетировала и в следующем году приняла участие в очередном - третьем - фестивале Рок-клуба. Всех поразило то, как была организована подача песен. Еще были "правильные" слова - они были понятны. Команда сразу же стала культовой и приобрела множество поклонников. От Кинчева веяло чем-то новым, и исходила бешеная энергия. Первый альбом, выпущенный группой, так и назывался - "Энергия". Лучше не скажешь. Это был уже 1986 год, разгар "перестройки".

Съемки фильмов "Взломщик" и "Яхха" с участием Константина. Выход сериала "Переступить черту" с музыкой "Алисы". Выход в Америке пластинки "Red Wave". Время "стадионных" концертов и больших надежд. В связи с "Взломщиком" журнал "Советский экран" напечатал на обложке фото Кинчева. Костя потом носил журнал в кармане, чтобы показывать милиции, если его задерживали. Такие произведения того периода, как "Мое поколение", "Мы Вместе!", "Экспериментатор" стали визитной карточкой группы и навсегда вошли в историю отечественного рок-н-ролла. Однако власти и официальная пресса группу ненавидели. Еще бы, появился какой-то человек, который оказывает влияние на молодежь. Как же комсомол, где его руковдящая и обличающая роль? Комсомол ответил: "Есть!"

В 1987 году после аншлагового концерта в "Юбилейном", где грубо оскорбили жену Кинчева, а он за нее всупился, появилась статья в "Смене". В этой статье лидер коллектива обвинялся, ни много, ни мало, в пропаганде фашизма. Константин подал в суд и выиграл. В тот же период вышла маленькая пластиночка с четырьмя песнями "Алисы". Записивается и выходит на кассетах второй альбом - "БлокАда". Это
уже победы.

Растет армия поклонников группы. Все выступления проходят с аншлагами. Улицы заполняют подростки, одетые в красно-черное. Растет популярность в стране. Группа много и активно гастролирует, выезжает за рубеж. В 1990, вместе с бас-гитаристом Петром Самойловым, Кинчев поехал в Америку. Позже был записан большой концертный альбом "Шабаш". Следующий год стал годом официального признания Константина Кинчева как автора и исполнителя. Он получил Национальную Российскую музыкальную премию "Овация" в номинации "Лучший рок-певец года".

Далее последовали выход шикарно оформленного диска "Для тех, кто свалился с Луны", концерты в Кремле, награждение медалью "Защитник свободной России" за участиет в защите Белого дома в августе 1991 года (в 1994 он ее вернул в связи с убийством Холодова и войной в Чечне). Но на это же время пришелся "черный период" в творчестве группы. Погиб гитарист Игорь Чумичкин (Чума). Его памяти посвящен альбом "Черная метка". Сам Костя так его прокомментировал: "Тяжелейший период, тяжелейшая работа, самый "черный" альбом из всех, но честный абсолютно..."

В 1995 году музыканты записали диск "Джаз". Это спокойная, как бы созерцательная, акустическая работа. Многие из тех, кто привык к эпатирующей энергии, были разочарованны. В то же время группа приобрела новых поклонников, открывших в Кинчеве тонкого и лиричного автора. Как бы в ответ на признание власть предержащими, "Алиса" приняла участие в концертах в поддержку Ельцина - долг платежом красен.

В прошлом году вышел последний по времени альбом "Дурень". Тоже довольна спокойная работа. Песня "Трасса Е-95" сразу же стала национальным хитом. С этой программой "Алиса" выступала в нашем городе зимой.

МЕЖДУ ЛЕНИНГРАДОМ И МОСКВОЙ. Константин Кинчев - весьма неоднозначный артист, но безусловно, очень талантливый. В его творчестве как бы аккумулировалась та нерастраченная молодым поколением энергия, которую все время пытались направить в "разумное" русло "молодежных строек". Если проследить творческий путь певца, то можно заметить, как он, приехав в Ленинград и как бы раздваиваясь (помните "Я мотаюсь между Ленинградом и Москвой, я здесь чужой, я там чужой...") через "опетербурживание", если можно так сказать, снова возвратился на круги своя на более высоком уровне. Его ранние альбомы - чисто питерская музыка, может быть, с некоторым добавлением московского напора. Однако по мере того, как Кинчев взрослеет, его творчество постепенно приобретает более "московские" черты, хоть музыканты питерские. Что-то неуловимое в аранжировках, подаче. Особенно это заметно в "Джазе". Хотя какая, собственно разница. Главное, что Кинчев - талантливый поэт. Его песни порой производят впечатление языческих заклинаний современного урбанистического шамана, в то же время сохраняя какую-то христианскую чистоту. Главное достоинство его творчества - честность. При всей вычурности его поэтического языка Константину удается донести до слушателя главную мысль.

САМЫЕ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ. Во время зимнего концерта "Алисы" была произведена запись, потом ее свели на студии "Добролет", и в скором времени выйдет "живой" альбом. С Александром Аксеновым (Рикошетом) Кинчев записал электронную пластинку, где собраны ремиксы "алисовских" песен и несколько новых номеров, сочиненных совместно. В группе появился новый гитарист - Евгений Левин,
ранее игравший в НЭПе, - он сменил Александра Пономарева. Ну, вот, пожалуй, и все. Да и что можно рассказать словами и творчестве такого человека, как Кинчев, и такой группы, как "Алиса". Все, что происходило и происходит с ними, находит отражение в их песнях. Это - как зеркало, порой кривое, порой замутненное, порой кристально чистое, но всегда отражающее только то, что есть на самом деле.

Егор Дубровский

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.