|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

"Солнцеворот" пока остается загадкой

ж.Стиль N 22(74) декабрь 1999

Тихим декабрьским днем, который был не лучше и не хуже всех предыдущих и большинства последующих, в петербургской звукозаписывающей студии "Добролет" легендарная группа "Алиса" заканчивала работу над своим новым альбомом. Самый финал двухлетнего процесса создания "Солнцеворота" был ознаменован умеренно-нервной атмосферой и обещанием административной службы коллектива устроить что-то вроде серии эксклюзив ных интервью Константина Кинчева некоторым питерским СМИ. "Стиль" был включен в этот немногочисленный круг -- вероятно, за заслуги в деле популяризации группы и ее творчества.

Признаться, на кинчевский эксклюзив мы отправлялись с тяжелым сердцем. Уже хотя бы потому, что предварительно прочли несчитанное количество опубликованных интервью лидера "Алисы" -- в самых разных изданиях, от буржуазно-глянцевитых до откровенных чернушно-андеграундных. И -- так и не смогли для себя уяснить истинное положение дел в одной из самых заслуженных непопсовых групп всего постсоветского пространства. Подъем, спад, период многолетней "стабилизации" ?

Явная загадочность творческого самочувствия "Алисы" конца 90-х не давала нам наслаждаться жизнью еще и потому, что практически никто из интервьюеров Кинчева об этом у него не интересовался. Осознание того, почему это имеет место, произошло уже на самом интервью, хронометраж которого был установлен в "десять минут максимум".

Вопреки тяжелым предчувствиям (звезда известна крутостью нрава, особенно при контактах с прессой), Кинчев был сама любезность. По его внешнему виду было видно, что работа в студии требует немалых энергетических затрат. Тем не менее, Кинчев лросто лучился позитивом и не пытался этого скрывать за напускной мрачностью. Может быть, близящийся финал записи альбома тому причина. Может быть, уже новые планы и идеи на "после "Солнцеворота". Давно подготовленный вопрос "о творческом кризисе" сам собой превратился в ничто. Ну, представьте, как можно расспрашивать о возможном творческом застое активно действующего рокера, уже убеленного настоящей сединой и, пожалуй, единственного, кто не стал "модифицировать" в изменившихся реалиях жизни свое творческое кредо двухдесятилетней давности? Просто все дело в подходах, толь- ко и всего.

Подход к "Алисе" с позиций сегодняшнего дня совершенно невозможен и, видимо, изначально вульгарен. Если клипы группы не находятся в горячей ротации на музканалах, а FM-станции откровенно не жалуют ее "творческое наследие "ввиду "немодности", которая теперь именуется неформатностью, -- тогда, конечно, "да". Тогда, конечно,"кризис". Но когда прошедшим летом фанаты "Алисы" в очередной раз чуть не раскатали по бревнышку "Юбилейный"... Когда "Алиса" остается практически единственным музыкальным явлением, у которого есть не просто почитатели, а хорошо организованная армия поклонников, о каком кризисе можно говорить? Разве что -- о финансовом. Точнее -- о кризисе музыкально-издательском. Кинчев характеризовал условия, в которых он заканчивал работу над новым альбомом как "практически полный крах звукозаписывающей системы в стране". У "Алисы" по-прежнему нет действующего контракта ни с одной рекорд-компанией. В создание оче редного альбома группа вкладывает собственные средства, а затем устраивает что-то вроде открытого конкурса среди тех компаний, кого оказался заинтересован в его выпуске. Контракт подписывается с теми, кто смог предложить наиболее выгодные для группы условия.

Работа над альбомом, как сообщил лидер "Алисы", была обыкновенной -- в том смысле, что она шла не тяжелее и не легче, чем обычно. Одиннадцать песен. На одну, вероятно, будет сниматься клип. Ни режиссер, ни, тем более, сценарные подробности еще не определены. Кинчев и в этом вопросе придерживается метода открытого конкурса - клипмейкеры предоставляют свои сценарные разработки, Кинчев выбирает одну из наиболее на его взгляд удачную, и после этого беспрекословно исполняет режиссерскув волю создателя видеоролика. За рецензиями на свое творчество он практически не следит -- "есть люди, которые ответственны за все контакты с прессой, в том числе -- и в суде".

0 новом альбоме Кинчев что-либо говорить отказался, заметив, что такой разговор имеет смысл только после его прослушивания. "Мне он может показаться удачным или интересным, вам он таким может вовсе не показаться". Естественно, что до момента выхода "Солнцеворота" (официального или пиратского), ознакомиться с его материалом мы не имели никакой возможности. В ближайшее время, правда, планируется запуск на нескольких радиостанциях синг- ла или двух из нового альбома. Вполне вероятно, что часть материала из альбома войдет в концертную программу, с которой "Алиса" выступит 11 декабря все в том же, чуть было не разваленном фа- натами, "Юбилейном".

"Алиса" по-прежнему много гастролирует по стране, Кинчев довольно часто бывает в Петербурге -- "во всяком случае, не реже, чем раньше". Седина "вечно молодого" человека нас изрядно напугала. Как всякий безоговорочный аргумент в пользу нехитрой мысли о том, что все мы не молодеем -- и чем дальше, тем больше. Кинчев -- действительно патриарх русского рока. Это заявление, к счастью, ничего не добавляет и не убавляет в реальности. Просто оно есть.

Максим ХОХ

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.