|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

РОК-Н-РОЛЛ - ЭТО НЕ РАБОТА

"Красноярский Уик-энд", выпуск 27 (40)

Думаю, по заголовку многие сразу же догадались, о чем, или точнее о какой группе, пойдет речь на этот раз. Поскольку поклонников этой группы целая армия, то, я думаю, и среди наших читателей их будет немало. Что ж, поклонники "Алисы", вам, равно как и объекту вашего поклонения, посвящается.

Многие знают и любят эту группу, еще большее количество людей слышало о ней. "Алиса" - одна из наиболее легендарных рок-групп нашей страны. Появившись в 1983-м году в Питере, который тогда по недоразумению назывался Ленинградом, группа сумела практически сразу же заявить о себе на плодотворной земле питерского рок-клуба. Однако настоящая популярность пришла вместе с москвичом Константином Панфиловым, более известным как Кинчев. Начало было положено в 1985 году, когда группа начала выступать вместе с ним, и во многом благодаря записи первого их совместного альбома "Энергия". Самопальные концертные записи вкупе с полуофициальной "Энергией", записанной сначала на кассетах, начинают расходиться по стране гигантскими тиражами.

Дальше - больше. Получив относительное признание со стороны партийно-комсомольской верхушки, которое выражалось в том, что их больше не ловили по подвалам и блатхатам доблестные стражи порядка, а наоборот, предлагают сотрудничество, рок-группы, в том числе и "Алиса", получают доступ к большим концертным площадкам, а также приобретают возможность записывать официальные альбомы. Однако выступление на площадках почему-то не считалось в те странные времена трудовой деятельностью, и Кинчеву, чтобы не попасть в каталажку за тунеядство ("Да", сказал Сендфор, "представь, сейчас бы существовала эта статья! Мы бы с тобой имели бы тогда возможность регулярно изучать лексику заключенных!"), буквально пришлось принять приглашение на съемки фильма "Взломщик". Впрочем, это не помешало "Алисе" записать, на мой взгляд, один из самых лучших своих альбомов, который назывался "БлокАда", отличающийся мощной волной протеста против царившего идиотизма. Впрочем, остальные альбомы того периода также отнюдь не были сборниками слащавых песенок, однако "БлокАда" лично мне как-то ближе.

Но вся эта деятельность не могла не вызвать некоторого раздражения правившей этим царством верхушки товарищей. А потому было организовано так называемое "дело Кинчева", согласно которому он избивал двухметровых жлобов из милицейского оцепления на одном из своих концертов, а также кричал со сцены неофашистские лозунги. Всю эту лажу услужливо подала местная ленинградская газета "Смена", за что ей, впрочем, после судебного разбирательства пришлось публично извиняться.

"Алиса" же после этого стала еще популярнее, и под впечатлением записала альбом "206 часть 2". Именно по этой статье - злостное хулиганство - и пытались привлечь Кинчева к ответственности. Альбом, кстати, получился действительно весьма хулиганским и вышел лишь через пять лет после записи, то есть в 1994-м году.

В 1990-м году происходит еще одно заслуживающее особого внимания событие. Это выступление "Алисы" в "Лужниках" в Москве. С этого концерта был записан фильм и концертный альбом с одинаковым названием - "Шабаш". Я считаю, что именно с этого альбома началось постепенное изменение звучания группы. Здесь были исполнены старые программные вещи, такие как "Все это рок-н-ролл", "Красное на черном", "Ко мне", относящиеся по своему духу к восьмидесятым, так и "Стерх", "Лодка" и так далее, определившие собой переход к новому стилю. Впрочем, возможно, это мне так кажется, но, по-моему, доля правды тут все равно есть.

К тому времени сложился тот состав группы, который я назвал бы золотым. Это Константин Кинчев - вокалист, Андрей "Шатл" Шаталин - гитара, Игорь "Чума" Чумычкин - гитара, Петр "Граф" Самойлов - бас, Михаил Нефедов - ударные. Примерно в этом составе группа и просуществовала до сегодняшнего дня, за исключением того, что в 1993-м году погиб Чумычкин. Группа тяжело переживала это событие, не выступала почти год, и в 1994-м выпустила посвященный Чуме альбом "Черная метка", отличающийся очень жестким звучанием.

Группа не стала продолжать эксперименты с тяжелым звуком. Напротив, в 1996-м выходит акустический альбом "Джаз", состоящий из песен, написанных еще в восьмидесятых, но большей частью не вошедших в официальную дискографию. Альбом получился очень лиричным и спокойным, что, опять же, было совсем нехарактерно для звучания "Алисы" образца середины восьмидесятых, то есть времени написания этих песен. Некоторые меломаны, не воспринимая "Алису" целиком, слушают "Джаз", в то время как многие представители армии "Алисы", не воспринимают "Джаз". На мой же взгляд, этот факт только подтверждает разноплановость Кинчева как поэта и композитора, умеющего писать в разных ключах.

За последние три года у "Алисы" появилось два новых альбома - "Дурень" и "Солнцеворот". И по этим альбомам похоже, что группа перешла к новому этапу творчества. Для него характерно более взвешенное и спокойное отношение к окружающему миру. Впрочем, не стоит думать, что у старых волков выпали зубы, и они теперь вынуждены петь колыбельные - это совсем не так. Просто люди повзрослели, и начали петь так, как поют в сорок лет. Кстати, эта тема - "мы прожили половину жизни, теперь пора заняться истинно созидательным трудом" - красной лентой идет через все интервью, данные Кничевым за последние два-три года. Впрочем, такому философскому мировоззрению способствует и увлечение Кинчевым православием.

Да, действительно, исчезла из песен "Алисы" та бурная, пьянящая волна протеста, что освежала в восьмидесятых. С другой стороны, это ведь неизбежно. Против кого сейчас протестовать? Против олигархов, грязных политиков и так далее? Это неинтересно никому. В этом смысле советская система победила эту волну протеста - она как бы пала под ее ударами, и волны, которым уже было не с кем биться, превратились в мелкую зыбь, в то время как осколки твердыни остались и приспособились к новым условиям, не перестав быть при этом осколками. А зыбь: Впрочем, получается похоже на буддийскую религию - бывшие волны успокаиваются и становятся созерцающими Буддами. Так что не будем осуждать "Алису" - показать драйв они и сейчас горазды. Значит, что-то еще осталось от пресловутого магнетизма Кинчева, хотя, по-моему, не осталось, а перешло в иное качество. А если вы еще ни разу не слушали "Алису", то сделайте это незамедлительно. Очень рекомендую. Наверняка хоть что-то вам должно понравиться, потому что иначе и быть не может.

Кстати, по поводу названия статьи. Это также название одной из песен Алисы с альбома "Дурень". По-моему, хорошо характеризует состояние "Алисы" на данный момент. Может быть, и было работой, было, несомненно, протестом: А сейчас рок-н-ролл - это не работа. Рок-н-ролл - это прикол.

Алексей Непомнящий

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.