|Апокриф |2018 |2017 |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

АЛИСА "…ТАНЦЕВАТЬ"

журнал МузОН, 15.11.2001

Купили (или собираетесь это сделать) новый альбом «Алисы»? Да! Долгожданный? Да! Новый материал? Да, то есть, нет, то есть… Спокойно, не лезьте в карманы в поисках чека (вы ведь все равно его не взяли) и не спешите бить физиономию продавцу – вас не обманули. Хотя пытались! Когда в конце лета появился в продаже альбом «Таким, как вы и таким, как я», многие удивились: «Что это за хрень я прикупил в обертке с притягивающим словом «Алиса»?». А были это всего лишь нарезки из демо-версий нового альбома, который вы держите в руках (или только собираетесь это сделать).

В последнее время новостные сообщения пестрели заголовками: «Алиса приглашает танцевать», «Танцы с Алисой». Непосвященные могли бы подумать, что речь идет о новой звезде танцевальной культуры. Более продвинутые, но недалекие могли бы подумать, что «последний оплот рок-культуры» окончательно сдался попсе. А ведь всего лишь обыгрывалось название альбома, и одноименной песни. Песни, ради которой, похоже, и был записан этот альбом. Песня написанная, страшно сказать, в 1986-м году.

В книге Нины Барановской «По дороге в рай», в интервью автор задала Константину Кинчеву вопрос: «Почему часто исполняемая на концертах «Танцевать» еще не записана ни на одном альбоме?» На это он ответил (дословно не привожу – так как не имею под рукой источник), что хочется записать эту песню по особенному, что мол, не пришло еще время. Странно, но «время не пришло» и во время записи «Джаза». А может быть, Константин Евгеньевич понял, что у него на полке лежит еще много старых, но достойных вещей. И может быть, в очередной раз отправил ее (песню) в «запасник» чтобы лишний раз иметь повод взять передышку от выпуска номерных «концептуальных» альбомов и снова выдать нечто иное. Если уж не диаметрально противоположное, то хотя бы отличное (в смысле другое). И вот – время пришло!

Итак, «…Танцевать» это «Джаз номер два»? Не совсем так, хотя явные параллели можно провести. И в этом нет ничего зазорного, как нет и ничего новаторского – например, «Чайф» уже давно и успешно эксплуатируют подобную позицию в своих «Оранжевых настроениях», и собираются продолжать и дальше. Прежде всего, новый альбом «Алисы» и их же «Джаз» роднит то, что за основу взяты старые песни, не записанные ранее. Это как «первые дети», немного подзабытые, но наконец-то получившие обновки. Сегодня они звучат немного наивно («Где твой билет?»1982-го года и «Доброе утро» 85-го), но заметно, что отношение к ним нежное. Поэтому эпиграф ко всему альбому относится скорее не к тому, ЧТО сказал Цой, а к тому времени, КОГДА он это сказал.

Второй объединяющий фактор это звучание – здесь нет жестких гитар и рваных ритмов, но есть и выведена на первый план именно мелодичность, столь присущие «Алисе» («Знаки» и «Горизонт» - 84-го). Нет здесь и заигрывания с новомодными компьютерными технологиями, зато есть приглашенная духовая секция. Наиболее «тяжелые и навороченные» в альбоме «Каждую ночь» и «Понедельник» (здесь даже можно услышать легкие скретчи) все равно не дотягивают до жесткого саунда среднестатистического альбома «Алисы» последних времен. Песня «Посторонний» и по времени написания и по манере исполнения вообще очень близка к первому альбому «Энергия».

В альбоме есть две новые вещи, которые легко угадываются среди остальных и отличаются тем, что так присуще нынешней лирике Кинчева. Нет, речь не о православии, эта тема даже не затрагивается на альбоме. Речь о том, как он «плетет» свою вязь, мягкую обволакивающую сеть стиха. Слушая «Веретено» и «Бродячий цирк», и на слух, пытаясь перевести это в письменный вид, вряд ли сможешь правильно расставить знаки препинания и ударения.

И, наконец, о двух, наверное, самых главных песнях на этом альбоме. «Мы держим путь в сторону леса» была написана в 1984-м году как обращение к БГ. Отвечая недавно на вопрос об отношениях между ними, Кинчев сказал: «Все по-прежнему – я в восхищении!». И как в подтверждение сказанного песня записана в классическом (для кого понятно) стиле – ритм-н-блюза (ради Бога, только не путайте с R&B). А вот «Танцевать»… Ну что же, она теперь записана, и хочется надеяться, что Кинчев доволен ее нынешним звучанием. Хотя, если бы кто-то из продюссеров выпускающей компании мог бы вмешаться в процесс создания альбома, то были бы обязаны указать на то, что этой песне просто необходим ремикс! Это шанс для новомодных ди-джеев и ремикшеров сделать отличную вещь на базе превосходного материала. Только не выкидывать слова – потому что именно они и требуют действительно жесткой-кислотной обработки.

Так много слов, но поверьте, альбом того стоит. Это подтверждает уже состоявшийся успех «Веретена» обрушивающегося на нас из радио-эфира. Это подтвердит и следующий потенциальный хит (на «Нашем радио» уже стартовал «Мы держим путь…»). Не стоит этого ждать, просто надо купить этот альбом. Или вы только собираетесь это сделать?

Чернов Ефим

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.