ИНФОРМАЦИЯДИСКОГРАФИЯ ФОТОАЛЬБОМ ИСТОРИЯ ПРЕССА АРМИЯ АЛИСА ВПЕЧАТЛЕНИЯ ФОРУМ ВОПРОСЫ БЕСЕДКА
|Апокриф |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

АЛИСА в стране негативов.

Журнал FUZZ, май 2004

Формальным (или, так сказать, информационным) поводом для встречи с Валерием Потаповым явился предстоящий выход в свет его нового проекта - "АЛИСА. Книга фотографий". Почти всегда оставаясь за кадром, фотограф за время существования коллектива (а это уже 20 лет) наблюдал за жизнью музыкантов, Константина Кинчева, друзей, фиксируя на плёнке массу интересных деталей и нюансов взросления суперколлектива, Разумеется, беседа затянулась - много повидавшему, рассудительному, вдумчивому мастеру было что рассказать. Он был свидетелем многих событий - и всем хорошо известных и давно описанных, и не известных совсем, давно позабытых даже самими их участниками. Фотографии Потапова и его комментарии зачастую - уникальны: АЛИСА...

FUZZ: Валерий, итак - книга об АЛИСЕ...
Валерий Потапов: Альбом фотографий. Название подбиралось долго - как и варианты обложки. Что-то было у меня, что-то придумывали издатели; Кинчев тоже своё предлагал. Но остановились все-таки на "А. Книга фотографий". Звучит несколько претенциозно, типа КНИГА БЫТИЯ, но в полной мере отражает суть, как мне кажется. К тому же - это здорово смотрится: раскрываешь толстую обложку - и дальше всё фотографии, фотографии, фотографии...

FUZZ: Как все это будет выглядеть?
Валерий: Это будет стополосный альбом с плотной картонной обложкой, внутри крепление на пружине. Хорошая бумага. Полноцвет для всего, включая и чёрно-белые снимки. Это не просто сборник фотографий, сделанных в разные годы, это часть лучшего из лучшего, тщательно отобранные снимки. Как бы greatest hits. Мне была предоставлена возможность сделать все самостоятельно, ну я и оттягивался. Очень хотелось, что бы небольшие комментарии написал сам Костя, макет у него пролежал несколько дней, но это был период репетиций и я прессенговать не стал. Параллельно с книгой открывается сайт по адресу www.alisafoto.ru и дальше, если народу это будет интересно, мы постараемся собрать как можно больше информации и комментариев по всем изображениям. Отбирая фотографии, я исходил из одного принципа - они должны были быть интересны мне самому. Поэтому, там будут и уже давно ставшие "классические" кадры и какие-то архивные, давно и основательно забытые материалы, по тем или иным причинам в свое время не опубликованные, и то, что я сам увидел впервые.

FUZZ: Таковых будет много?
Валерий: Достаточно. Хотя какой-то материал, конечно, кое-кто видел. Но даже известные вещи... Как сделать содержание книги наиболее привлекательным? Мы попробовали чередовать большие хиты с небольшим форматом вариантов соседних кадров. Как бы выстраивать историю - разворот: большая "классическая" фотография, всем известная, а рядом (или на следующей странице) - варианты никому не известные. То есть, снимки, сделанные на мгновение раньше или позже "основной" фотографии, или - изображающие то, что происходит где-то рядом - может быть не столь качественные, но позволяющие передать саму атмосферу происходящего, тот драйв, энергию, которые исходили от группы.
Ведь бывает, вокруг одной фотографии - три - четыре пленки сделаны, и каждый дубль - что-то новое: эмоция, жест, поза...

FUZZ: Уместно ли в данном случае говорить о каких-то стилистических особенностях, о жанре?...
Валерий: Ой, не стоит. Я ко всему к этому отношусь с изрядной долей скепсиса. Меня само слово "художественность" напрягает...

FUZZ: Каков будет тираж?
Валерий: Небольшой. На уровне коллекционного издания, хотя оно и будет продаваться по минимальной цене. Отбивая себестоимость. Это будет что-то около 500 рублей. Совсем немного, подразумевая, что издание рассчитано не на массового потребителя, а на почитателей творчества Кинчева. На алисоманов, проще говоря. По-моему, пока что ни у одной из наших групп такого альбома не выходило. Так что - будет чем гордиться! (смеется - А. П.).

FUZZ: А чем обусловлено ваше пристальное внимание именно к АЛИСЕ и Кинчеву?
Валерий: Так уж судьба завернула. С Кинчевым всегда очень легко работать он прекрасно чувствует и себя и фотографа (и на сцене и в студии. .), постоянно контролирует ситуацию. Снимать его интересно. Ну, и мужик ведь фактурный... Поэтому, я считаю, что он является полноценным соавтором всех этих фотографий.

FUZZ: А личное общение?
Валерий: Да то же самое! У нас с ним никогда не было никаких конфликтов. Ну, и я ведь никогда не зарабатывал на рок-н-ролле. Между нами никогда и не стояло никаких денег, а то, чем занимается он и то, что делаю я, это совсем разные области творчества.

FUZZ: А как вы познакомились?
Валерий: В 1985 году я пришел из армии и первый концерт, на который меня провёл Алексей Курбановский, был концерт мне тогда мало известной АЛИСЫ. И я понял, как все это весело, здорово, в общем классно. А познакомились, когда я первый раз их снимал. Это был конец 86-го года, "Музыкальный Ринг", который так и не был показан, о чем, впрочем, по-моему, ни Кинчев, ни кто другой - не жалели особенно... После записи я подошел к Пете Самойлову и спросил, как им передать фотографии. Они меня пригласили на свой предстоящий концерт - в ДК Крупской. Зимой 86-87-го как раз пошли концерты по Домам Культуры - Железнодорожников, Крупской, Ильича. Последнее выступление было в ДК Невский - потом уже пошли стадионы, начиная с пресловутой серии выступлений в "Юбилейном"... Вот тут как раз отображена типичная атмосфера выступлений в ДК. Это за кулисами.

FUZZ: А что за девушка?
Валерий: Лена Вишня. Не узнать? (хохочет - А. П.). Сколько времени-то прошло! Вон - Панкер молодой... Это все в гримерке перед концертом...

FUZZ: Те знаменитые концерты в "Юбилейном" - вы снимали?
Валерий: Да. Самое свинство, самое дерьмо там происходило на улице, а не в зале. Ноябрь 1987. После того, как практически разнесли ДК Невский - уже было понятно, к чему дело идет. Куча милиции, которая совершенно ничего не может сделать... И тоже самое в "Юбилейном". Было ощущение, что это у ментов крыша отъехала, а не у фанов. Они просто не знали, как себя вести, привыкли к совершенно определенным методам, к другой публике ну и ещё больше спровоцировали ситуацию. Вместо того, что бы открыть все двери в фойе, они продержали народ на улице до последнего и минут за 15 до начала концерта открыли одну дверь. Впрочем, может это я дурак так до сих пор ничего не понял, а это именно так и было задумано. Ну а дальше - давка, и всё такое, кто-то пострадал. .. Все люди, как-то связанные с АЛИСОЙ, естественно, пришли задолго до начала и старались на улицу уже не выходить. А у Кости жена тогда беременная была - ну что ей там было париться. Ну, и произошла вся эта известная история.

FUZZ: Времена были стремные. Что запомнилось?
Валерий:. ...Чувство отсутствия смысла в работе. Снимал для собственного удовольствия. Ну, были еще съемки для альбомов...

FUZZ: Первым альбомом была "Блокада"?
Валерий: Да. Мы уже друг друга знали и не было никаких проблем. Когда зашла речь об оформлении этой пластинки - стало понятно, что надо делать нормальный стильный постер. Повозились и сделали.

FUZZ: Это, в частности, где четверо музыкантов лицом к объективу, а пятый - спиной?
Валерий: Да. Это затылок Столыпина. В тот день Хан-Поль Кондратенко в партию коммунистическую вступал (хохочет - А. П.). И никак не мог отмазаться от партии этой... Кстати, та фотография, что позиционировалась, как "10 лет спустя" (она есть в оформлении "Джаза") - сделана лет через семь-восемь... Мне до сих пор очень нравится то, как мы сделали "Блокаду". И "Шабаш"...

FUZZ: А более поздние альбомы?
Валерий: Мне оформление последнего альбома очень понравилось - "Сейчас позднее...". Очень хорошо, когда обложка несет значительную смысловую нагрузку.

FUZZ: Вы тогда много ездили с группой?
Валерий: Доводилось. Псков - первая поездка, вторая... Была поездка в Гурзуф, в Крым, в 1987 году. Там был фестиваль в Симферополе. Первая, по-моему, поездка такая... ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ТЕЛЕВИЗОР, ДДТ и АЛИСА. Юг, тусня. Тогда как раз "Взломщик" вышел... Была чумовая съемка в Москве, там, где "нехорошая квартира"...

FUZZ: Садовая, 50 - 302-бис?
Валерий: Да. Вообще-то началось с того, что появилось желание сделать нормальным оформление "ЭНЕРГИИ". Мысль и зацепилась: энергия...что это за шаги на лестнице....а это нас арестовывать идут: Людей, которые жили на этой лестнице, совершенно к тому времени задолбали. К ним же со всей страны люди ехали, автограф свой оставить на стене. А нам нужен был свет. И Алик Тимошенко, директор АЛИСЫ, деликатнейший человек, позвонился к ним и попросил подсоединиться к электричеству. Даже денег предложил. Денег они не взяли, но - помогли... Там целая пленка была снята...

FUZZ: Какие еще из вошедших в альбом сессий стоило бы выделить?
Валерий: Да они все по своему хороши. Например, в Калининграде, в зоопарке. Или совершенно уникальная съемка для MTV. В то время! Кинчев с бородой... Это год 87-й. MTV что-то там записывало (никто, опять же, этого ролика не видел). Всегда интересно как ребята работали. Моментами это было вообще что-то... Один раз Костя в публику прыгнул, прямо на головы, и на сцену вернулся разодранный, в синяках. По моему больше не прыгал. Все классно - концерт идет, народ шумит. Отыграли программу. А публика все то же: "Мы вместе! Мы вместе!". Все как обычно. И тут Кинчев чуть ли не силком ребят опять на сцену вывел: "Давайте по полной!". Петька, потный, больной: "Не могу больше, рука не шевелится, больно!". А Кинчев все равно: "Давай! Выкладывайся! ". Ну, и сыграли они тогда фантастически... Еще была хорошая сессия у Мраморного дворца, в то время - музея В. И. Ленина. Я там работал тогда фотографом. И, кстати, после этой "АЛИСЫ с косой челкой"... Там же две фамилии упоминались - Кинчев и Потапов. Кинчев - как главный гитлерюгенд, а я - такой приспешник, который под музыку параллельно старушек мочил. И когда после выхода статьи пришел на работу - три дня со мной вообще никто не разговаривал, телефон молчал как обрезанный. Я понимал, что что-то там решается... что люди серьёзно обдумывают, что делать с этим негодяем - Потаповым. И меня вытащили на общее собрание коллектива, где несколько часов во всех подробностях рассказывал, как все было на самом деле. И мне в конце концов поверили, оставили на работе! Правда, потом пришлось все то же самое рассказывать лично директору Музея В. И.Ленина с глазу на глаз. Ему, наверное, западло было вместе со всеми слушать...

FUZZ: В 90-х уже пошли эксперименты?
Валерий: По сути дела, да. Я понял, что все, что мог отснять на сцене - уже отснял. Пошли какие-то пробы, поиск направления.

FUZZ: А последняя съемка АЛИСЫ где происходила?
Валерий: В студии, на проспекте Обуховской Обороны. До этого я к Кинчеву заезжал именно по поводу этой книги - показать материалы, поговорить - мы не виделись очень давно. И он говорит: "Вот, у меня новый состав. Давай поснимаемся?" Съёмка была 29 февраля. Выражение Кинчева: ""Косая челка 20 лет спустя"". ...и другие

FUZZ: Если немножко отойти от основной темы. С чего для вас началась фотография?
Валерий:. ...В детстве я как то выносил мусорное ведро, и в помойке обнаружил проявленную пленку. Очень осторожно поднял и долго разглядывал. Не знаю почему, но тогда меня это совершенно потрясло - это был какой-то другой, перевернутый мир. И возник фантастический интерес. Лет в 12-13 мой брат показал мне весь процесс целиком - это уже было на уровне озарения. Правда, для того что бы понять что именно в этом предназначение потребовалось ещё лет 10...
До поры до времени как и все снимал любительски. Потом поступил в Институт Культуры... Музыка... Я думаю нашему поколению очень повезло. В юности нас окружала фантастическая музыка - я могу даже сейчас вспомнить, как доставал, у кого записывал и как слушал каждый новый альбом, скажем группы Pink Floyd .... Перло так, что -ух! Сейчас, увы, акого нет... И были пластинки - со своим особым запахом, с обложкой. Компакт-диски никогда не смогут соперничать с виниловыми пластинками в силе своей ауры... В начале 80-х я состоял в известном клубе "Зеркало". Когда нужно было делать выставки - приходилось идти в ЛМДСТ - литовать фотографии. Там этим занималась одна совершенно кошмарная девица - тихий ужас для всех питерских фотографов. Как-то я стоял на Рубинштейна, ждал эту самую девицу, и случайно увидел какой-то стенд: "Новости Ленинградского Рок-клуба". Помню, что отнесся к этому более, чем иронически, про себя похихикал - ну, подумал, собралась там компашка. Адептов... Так я первый раз узнал о Рок-клубе.
Это был 1981 или 1982 год. В 83-м я ушел в армию. Служил в Монголии и вот там -то впервые услышал АКВАРИУМ - у офицеров были магнитофоны и мы все это дело слушали. А в 85-м я, как уже говорил, впервые попал на рок-концерт, на АЛИСУ... Все просто супер было - вот этот кусок - АЛИСА, АКВАРИУМ, КИНО.

FUZZ: С кем довелось поработать помимо АЛИСЫ?
Валерий: Снимал очень многих... это список длинный А поработать посчастливилось с немногими: Сергей Селюнин, Фёдор Чистяков, Леонид Фёдоров, Сергей Чиграков, Олег Гаркуша, Оля Першина, АУ....

FUZZ: АУ...
Валерий: Да. Со Свиньей замечательные отношения были. Ну, я так понимаю, что ему очень нравилось то, что у нас получалось. Те, кто были у него дома, говорили мне, что наши снимки висят у него на почетном месте. А если уж Свинья что-то дома вешал - это много значило, я так понимаю... И меня всегда забавляла одна фразочка его. Когда он звонил, то представлялся фразой: "Здравствуйте, это вам со свинофермы звонят!" Работать с ним было очень комфортно - абсолютно нормальный был человек.

FUZZ: А оформление альбомов?
Валерий: Любимая тема. Сейчас уже где-то около 60 альбомов...Есть, как мне кажется, несколько настоящих "шедевров" (это то, что мне лично очень нравиться!) - и по музыке, и по оформлению. Это и "Блокада", и "Шабаш", и "Песни о безответной любви к Родине" НОЛЯ, "Гайдном Буду!" Чижа... Остальное - что-то получше, что-то - похуже. Но больше всего я работал, конечно, с АЛИСОЙ и НОЛЕМ. Потом - с Чижом. Его последний сольник - замечательная пластинка получилась. Очень люблю, что записывают Настя Полева с Егором...

FUZZ: С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ через Чижа контакт произошел?
Валерий: Ну, в общем, да... Хотя к стыду своему могу сказать, что мог бы познакомиться с ними значительно раньше. Дело в том, что на фестивале Рок-клуба на "Зимнем стадионе" Чернецкий выступал после АЛИСЫ - мы уже бухали во всю и ничего не видели. К сожалению. Потом в записи смотрели.

FUZZ: Что было в 90-х?
Валерий: А это по анекдоту про шарики.
Когда мужик приходит в магазин сдавать бракованные шарики. И продавец его допытывает-в чём брак-то, может дырявые?
- Да нет, говорит, нормально надуваются,
- Может, краска сползла?
- Нет, с цветом всё в порядке.
- Так в чём брак-то?
- А не радуют.

Александр ПОЛИЩУК

P.S. В день, когда я прочитал Сашину заметку, из типографии привезли первый экземпляр книги. Выглядит действительно круто, никакой всё-таки Интернет не передаст этого ощущения, это надо видеть и трогать. Главного мы всё-таки добились - сделали очень хорошую книгу об очень хорошей группе.

Для тех, кому это интересно:
Где будет продаваться - не знаю, но на Алисовских концертах точно.
Заказы: (812) 966-777-2
Электропочта: alisafoto2004@mail.ru

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.