ИНФОРМАЦИЯДИСКОГРАФИЯ ФОТОАЛЬБОМ ИСТОРИЯ ПРЕССА АРМИЯ АЛИСА ВПЕЧАТЛЕНИЯ ФОРУМ ВОПРОСЫ БЕСЕДКА
|Апокриф |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

"Новая газета" 14.11.2005

В нашей стране у музыканта, желающего стать популярным или укрепить уже достигнутое признание, есть два пути: двигаться самостоятельно или вписаться в систему.
Первый вариант чреват синяками и шишками, а также сложностью с ротацией и как следствие с бухгалтерией. Второй вариант - вписаться в систему - сложнее технически. Чтобы продюсеры обратили внимание, нужна известная гибкость.
Группа "Алиса", недавно отметившая свой двадцатилетний юбилей, долгое время придерживалась первого пути. "Алиса" практически не участвовала в фестивалях, выступала и выпускала альбомы тогда, когда это считал нужным делать бессменный лидер Константин Кинчев. И, надо сказать, не сильно страдала по этому поводу - верные поклонники, называвшие себя "армией Алисы", заполняли до отказа залы и раскупали альбомы, несмотря на отсутствие песен группы в плей-листах радиостанций и клипового мелькания в телевизоре.
Но, как спел когда-то коллега Кинчева по роковому цеху Чиж, "времена менялись и изменились вконец". И сегодня "Алиса" - полноценная часть музыкальной индустрии, в частности музыкальной империи "Реал Рекордс".

Новый альбом, который "Алиса" представила в "Лужниках" на прошлой неделе, называется "Изгой". Впрочем, сегодня "Алиса" вряд ли чувствует себя изгоем отечественного шоу-бизнеса.
Перейдя под юрисдикцию "Реал Рекордс" - одной из крупнейших фирм звукозаписи на сегодня, - рок-группа из просто известной становится официально известной.
И теперь ей приходится играть по новым правилам. Вот "Алиса" уже согласилась стать хедлайнером фестиваля "Нашествие" - до этого все время отклоняла предложения. Затем вышел сингл "Синий предел" - раньше группа отказывалась от такой практики. А альбом, записанный и сведенный еще весной, вышел осенью - так эффективнее с точки зрения маркетинга. И сопровождается большим туром по городам России и СНГ.
…Кордоны милиции начинаются от метро "Спортивная". Публика собирается самая разношерстная. Молодые люди с накрашенными глазами, в черно-красных шарфах "Алиса", рядом идет отец семейства с женой и маленькой дочкой. Тут же пара явно с билетами в VIP-зону - габаритный мужчина в кожаном пальто и блондинка на шпильках. Совсем скоро все они будут вместе с Кинчевым петь "Мое поколение", искренне веря, что это все про них.
В фойе толпа народа с куртками и пальто - в гардеробе не хватает номерков. Алисоманы злятся. Еще одна удручающая новость: в продаже нет пива, его запретили в местах, где проходят спортивные мероприятия. "Алиса" без пива - это как-то не по-рок-н-ролльному.
Впрочем, в танцевальном партере и без пива жарко - тесно от полуголых прыгающих тел, отбивающих такт руками и устраивающих слэм. Загораются футбольные файеры - издалека смотрится красиво. Вообще-то они запрещены, как их проносят в зал - загадка. Особо буйных заботливый ОМОН выводит из зала и тихо бьет в воспитательных целях.
После получасовой задержки концерт начинается песней "Шабаш".
Несмотря на новый системный подход, "Алиса" все же пытается сохранить изначальное рок-н-ролльное лицо. Последнюю пару лет "Алиса" радует поклонников сбитым, качественным звуком немецких саунд-продюсеров. Группа довела звучание до весьма приличного европейского уровня нью-метал. Появились электронные синтезаторы, всевозможные компьютерные примочки, старые вещи получили новое звучание. Правда, в жестких, рубленых гитарных рифах то и дело проскакивают приветы от "Рамштайна" и "Клауфингера", но это скорее творческое наследие, нежели прямой плагиат.
По сравнению с предыдущим новый альбом "Изгой" получился менее нотационным и жестким, более сдержанным и философским.
Несмотря на обширную поддержку со стороны Первого канала и "Нашего радио", "Изгой" вряд ли привлечет новых слушателей, зато порадует старых. Музыку "Алисы" невозможно воспринимать без текстов, а тексты Кинчева-поэта вряд ли понравятся тому, кто не разделяет идеи Кинчева-гражданина. Впрочем, его державность в "Изгое" ненавязчива, а православие не менторское, а мягкое. Да и под изгоем Кинчев подразумевает вовсе не себя, как может показаться сначала, а Господа, сошедшего на землю:

Изгой - чужой на земле.
Как солнце в ночи по дороге домой.
Изгой от века в седле.
Со смертью за жизнь принял бой.
Изгой!


На диске нет забойных хитов вроде "Красного на черном" или "Мы вместе". Но и имеющиеся весьма расположены к массовому хоровому пению, что уже возымело успех на концертах. Альбом только вышел, а поклонники уже знают тексты практически всех новых песен.
Начинается альбом песней "Моя война" - поклонники ее уже слышали на концертах. Равно как и композицию "Бойся, проси и верь" - протест нашему тюремно-блатному истеблишменту.
Заглавной композицией альбома стала баллада "Солнце-Иерусалим".
Жесткая композиция "Звери" родилась в деревне, где Кинчев проводит почти полгода, после событий в Беслане:

Взрывы самолетов да захваты школ…
Вот неполный перечень "славных" дел.
У зверя вместо Бога - чека да ствол.
Зверя лечит только отстрел…


По поводу строчки "зверя лечит только отстрел" Кинчев долго переживал и обратился к своему духовнику. Но тот согласился с мыслью Кинчева и дал "добро" оставить все как есть.
Завершает альбом красивая композиция с переливами колоколов "Крещение". Ею же завершился и концерт.
В "Изгое" Кинчев ушел от воинствующего православия в духе "Мы - православные". Произошло ли это в результате духовного поиска самого лидера "Алисы" или же в результате компромисса со звукозаписывающей компанией - неизвестно. Но альбом получился. Что касается концерта-презентации, то впечатление осталось двоякое. Вроде бы все правильно и по форме: поддержка концерта в СМИ, хороший для "Лужников" звук, полный аншлаг, и Кинчев выкладывается на двести процентов, и даже модное файер-шоу с огнем на сцене. Но чего-то все же не хватает. Как будто заградительные стекла ледовой арены "Лужников", которые обычно защищают зрителей хоккейных матчей от случайных шайб, не пропускают эмоции дальше партера. Или же отпугивает явная коммерческая выверенность. "Знаешь, раньше все (зрители) действительно были вместе. А сейчас то ли мы выросли, то ли он изменился", - сказала мне знакомая после концерта.
...На песне "Солнце-Иерусалим" в партер посыпались блестки. А на финальной - "Крещение" - опять же с потолка посыпались огни малобюджетного фейерверка.
"Ну точно Киркоров, бл…!" - раздалось где-то за спиной.

Надежда ПРУСЕНКОВА 14.11.2005

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.