ИНФОРМАЦИЯДИСКОГРАФИЯ ФОТОАЛЬБОМ ИСТОРИЯ ПРЕССА АРМИЯ АЛИСА ВПЕЧАТЛЕНИЯ ФОРУМ ВОПРОСЫ БЕСЕДКА
|Апокриф |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

Небо "Алисы"

Легендарная рок-группа выступила во Дворце спорта

С сольным концертом "Алиса" не была в Нижнем Новгороде, по-моему, с начала века. С тех пор она успела записать два грандиозных альбома и совершила невероятный для группы-ветерана скачок роста. Как в плане мастерства, так и в плане мировоззрения.

50 минут до выхода "Алисы" публику бессмысленно и беспощадно терзали молодые нижегородские панки. Доброжелательные алисоманы относились с терпением и пониманием, хотя от такого "разогрева" в ледяном Дворце начинали поеживаться и ворчать. Зато по окончании изматывающей прелюдии в течение двух часов грелись и обжигались у источника чистой энергии, на которую Константин Кинчев сотоварищи никогда не скупился. А к своим сорока семи не то что не растерял ее, а стяжал столько, что с лихвой хватило бы на сотню панков возраста его детей. Возможно, и сам лидер "Алисы" десятилетней давности мог бы позавидовать своей нынешней сценической форме. "Тело - видимая часть души", - любит Константин Евгеньевич цитировать митрополита Антония Сурожского. С крепостью души и духа, как свидетельствуют песни Кинчева последних лет, у него тоже порядок.

Долгие годы проплутав там, "где распятие под сапогом" и "где блестят за иконой ножи", "Алиса" вышла на прямую дорогу, которая верно приближается к вертикали. Ясное видение Пути отражается и в поэтике, и в сценическом действе. Кинчев верен и любимым песенным образам, и экспрессивным жестам-символам. Артистичным и органичным, спонтанным и осмысленным. Ладонь у сердца - знак любви, верности. Ладонь на нательном крестике - то, что в одной из баллад он назвал "жизнью без креста". Раскинутые в стороны руки, словно преодолевая сопротивление, поднимающиеся вверх, - победа через боль. Щедрые земные поклоны на три стороны - признательность единомышленникам. Рука вниз - земля, грех, мрак, смерть. Рука вверх - небо, Бог, свет, жизнь. "Жизнь. Смерть. Моя война".

Четко выстроена и собственно новая программа "Алисы" под названием "Изгой". Именно в этого персонажа обратился лирический герой Кинчева, ранее прозванный "дурнем". Вспомнишь, как глумится либеральная пресса над православно-державной "Алисой", и поймешь, что эти слова - не только старая как мир история, но и современная быль:

Я читал в глазах, как судили на крест,
Как племя смертных кичилось землей,
Не зная небес.
Изгой - чужой на земле…

Концерт стартует с "Шабаша" - одной из самых сложных и важных песен группы за всю ее историю, написанной на смерть Александра Башлачева. Кстати, когда 15 лет назад "Алиса" выпустила одноименный двойной альбом, казалось, что она достигла своего потолка. Выше, драматичнее, мощнее невозможно. Оказалось, возможно. Нет потолка для того, кто стремится к свету, - есть небо.

Поначалу исполняются самые мрачные композиции. О том, чему "Алиса" противостоит. По ту сторону фронта - "Черный", "Звери", "Антихрист - мегазвезда". Жаль, не была спета "Грязь" - песня, за которую не так давно Кинчев получил особенно много оплеух:

Грязь в руках у ростовщика,
Грязь в глазах у юмориста,
Грязь в словах телезвонаря.
И в сердцах - там тоже нечисто.

Далее следует рассказ о том, как идет война. С врагом и внутренним, и внешним.

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.

Постепенно мрак рассеивается, пафос отрицания сменяется пафосом утверждения, а изначальная суровость Кинчева озаряется радостью:

Сквозь свет звезды вечерней,
Сквозь вой безликой черни
Смерть поправший смертью - непобедим.
Ветхий храм разрушить,
Греть надеждой души
И увидеть Солнце-Иерусалим.

Ранние песни "Алисы", перемежавшиеся в программе с теперешними, лишь убеждали в цельности Пути. Спел Кинчев и пока не вошедшую в альбомы песню "Рок-н-ролл" - спор с Юрием Шевчуком, которого наши СМИ (наверное, не вопреки его желанию) выдают за единственного уцелевшего бойца старой рок-гвардии. В доказательство того, что живы в поле и другие воины, Кинчев помимо своих исполнил две песни Виктора Цоя и одну Майка Науменко. Лидер "Алисы" вообще обладает чудесным даром находить в чужом - свое, в старом - новое. Например, он лучше других рокеров исполнил песню на стихи Высоцкого на диске его памяти. А, когда поет цоевскую "Песню без слов", подправляет друга в строчке "Каждому вору - возможность украсть" - "НЕ красть".

При всей жесткости песен "Алисы" (а "Изгой" один из самых тяжелых по музыке ее альбомов), самое часто употребляемое выражение в песнях - "мир да любовь". "Задача любого публичного человека - как бы самонадеянно это ни звучало - поднимать толпу до своего уровня и делать таким образом из толпы народ", - сказал Кинчев в одном из интервью. У него это получается, как мало у кого. И беспечные подростки, и солидные мужи неизменно соединяются в хор на словах: "Испокон веков граничит с Богом моя Светлая Русь!"

Как-то диакон Кураев сказал, что, если бы советская власть догадалась в 70-е взрастить вместо сладеньких ВИА команду вроде нынешней "Алисы", мы бы не проиграли "холодную войну". Кстати, о властях. На концерте наблюдалось небывалое количество омоновцев и спецназовцев, но весь концерт они провели в режиме "вольно". Во Дворце спорта не случилось ни одной маломальской потасовки! "Но мы попробуем спаять его любовью, а там посмотрим - что прочней..." Хотя это уже не Кинчев. Другой поэт.

Ольга ГОРНОВА. "Нижегородские новости".

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.