ИНФОРМАЦИЯДИСКОГРАФИЯ ФОТОАЛЬБОМ ИСТОРИЯ ПРЕССА АРМИЯ АЛИСА ВПЕЧАТЛЕНИЯ ФОРУМ ВОПРОСЫ БЕСЕДКА
|Апокриф |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

Декабрьский пульс "Алисы"

Декабрь, один из самых волшебных месяцев в году. Воздух как будто пронизан ощущением грядущего праздника. Частичку грядущего праздника подарила группа "Алиса" почти за неделю до Нового Года, отыграв последний московский концерт уходящего года 23 декабря в клубе "Б1 Maximum". Многие СМИ позже, описывая этот концерт, писали "накануне католического сочельника", однако не стоит забывать о том, что концерт был накануне дня рождения лидера группы "Алиса" Константина Кинчева, и, следовательно, был пре празднованием этого. Однако обо всем по порядку.

В конце октября "Алиса" дала три мощных концерта в CDK МАИ, которые прошли при полном аншлаге. И вот несколько неожиданный подарок всем поклонникам - еще один, можно сказать заключительный, концерт перед презентацией нового альбома "Пульс хранителя дверей лабиринта". Открывала выступление "Алисы" группа "Оргия Праведников". Музыкантам из этого коллектива пришлось очень несладко. Публика "Алисы" - очень строгий слушатель, который воспринимает практически любой разогрев непримиримо. Как только "Оргия Праведников" вышла на сцену, в нее тут же полетели пластиковые стаканы из-под пива, окурки сигарет, с разных сторон послышался свист и выкрики, требующие "Алису" на сцену. В таких условиях начинать играть было очень нелегко. Но, не подав виду, музыканты начали сет. Со сцены звучит "Последний Воин Мёртвой Земли" и вот уже буйные АлисАманы внимательно вслушиваются в слова, которые льются со сцены:

Они пришли как лавина, как черный поток
Они нас просто смели и втоптали нас в грязь
Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок
Они разрушили все, они убили всех нас...

Больше нет бросков на сцену, нет свиста, отдельные выкрики "Алиса" в перерывах между песнями звучат несколько неуверенно и не поддерживаются полным залом. Главное - было продержаться первую песню, и "Оргия Праведников" это сделала. Конечно, завоевать полностью публику Алисы им не удалось, но и то, что музыкантов внимательно слушали и после песен уже одобрительно кричали и звучали ощутимые аплодисменты - говорит о многом. На форуме группы "Оргия Праведников" позже так оценивали их выступление: "Было такое ощущение, что ОП играла перед плотиной - величественной, сдержанной на эмоции публикой. И только Алиса могла взорвать эту плотину. Такая вот она эта плотина"

Алексей Бурков отписался там же: "Строго говоря, я не разделяю мнение тех, кто очень расстроился из-за 4-х смятых пачек из-под сигарет, которые прилетели к нам на сцену в самом начале нашего выступления, уже к концу первого куплета "Воина" больше никто ничего уже не бросал". Музыканты позже говорили, ожидали более агрессивную реакцию. И то, что им удалось отыграть свои 40 минут, завладев вниманием публики, говорит о неординарности коллектива. Стоит также отметить, что песни "Оргии Праведников" довольно близки к сегодняшнему творчеству Константина Кинчева. Таким образом, более грамотный разогрев редко встретишь.

Перерыв между выступлениями "Оргии Праведников" и "Алисы" оказался непродолжительным. Все музыканты уже на сцене, звучат первые аккорды, лидер "Алисы" начинает петь:

Я начинаю путь,
Возможно, в их котлах уже кипит смола,
Возможно, в их вареве ртуть,
Но я начинаю путь.

В последнее время песня "Земля" нередко открывает концерты группы. Ее можно воспринимать по-разному, но, несмотря на то, что написана она была никак не вчера, песня до сих пор актуальна. "Алиса" до сих пор "принимает бой", который ей то и дело объявляют. Если использовать аллегории поклонников "Оргии Праведников" в отношении публики, то можно без сомнения сказать, что первая песня прорвала ту самую плотину, что сдерживала бурный поток эмоций и чувств самых разных людей.

Следом идет обличительный "Антихрист", как будто описывающий сегодняшнее потерянное общество людей:

Смотри на сытую грязь,
С ними ты завязан по уши,
Ты здесь жил,
Так иди и смотри.

Песня-вопрос, песня-крик отзывается в каждом из слушателей и с нестройными голосами из зала, которые повторяют знакомые слова, превращается в обличительную силу, которая преобразуется в "Тоталитарный рэп". Долго эта песня не гостила на сцене Москвы и лишь в последние годы начала обретать как бы очередную жизнь. Очень актуально она звучит в последние годы на Украине, и, к сожаленью, все более и более актуальной становится в России. Казалось бы, что нет ничего общего между Россией 80-х и Россией сегодняшней, много в стране изменилось, но вот изменилось ли оно в лучшую сторону, об этом стоит задуматься:

Тоталитарный рэп - это телевизор,
Он правит нами, он учит нас жить.
Тоталитарный рэп - это кино,
Но о кино я не могу говорить.

В проигрышах этой песни, Константин Евгеньевич как-то комментировал создавшуюся ситуацию в стране, но его слова тонули в музыкальном потоке, и слушатели их плохо расслышали.

Напряжение первых трех песен вырывается красным пламенем файеров на композиции "Смутные дни". После чего концерт разделился как бы напополам: одно действо происходило на сцене, где пел, как натянутая струна, Константин Кинчев, а другое происходило в это же время в зале, где бесчинствовала охрана клуба, пытаясь погасить нелегальные огни. Песня, таким образом, получила двойной оттенок. Константин Евгеньевич пел о грядущих и нынешних смутных днях, где "Смутные дни - Время делить власть. Смутные дни - Время решать, с кем ты". Охрана клуба же в свою очередь сделала акцент на строчках: "Небо горит, мы танцуем в огне. Остановите нас", - приняв последнюю фразу, видимо, как призыв к действию. Однако, несмотря на жестокость секьюрити клуба, остановить публику они так и не смогли, а лишь разозлили и раззадорили горячие головы, ведь всем известна формула о том, что "сила действия равна силе противодействия".

Нашумевшая на Украине песня "Власть" продолжила сет лист, дав передышку активным файерщикам и охране. Ну а тем, кто не участвовал в баталиях, она напомнила про то, что у нас совсем недавно прошли одни псевдовыборы и грядут новые - такие же, хитро замаскированные под пресловутую демократию, и неизвестно что несущие стране:

От взлета до паденья дистанция - блик.
Кто стал сегодня пылью, вчера был велик.
Изменчива фактура, капризна стезя,
Во власть приходят не тормозя.

Что же такое Россия? Совсем недавно "Алиса" сказала, что Русь - это не Запад или Восток, Русь это Север. Со сцены звучит одноименная песня с последнего альбома "Стать Севера". И снова горят файера, и снова охрана с испуганными лицами пытается вычислить зачинщиков беспорядков, не считаясь ни с кем и ни с чем. Возможно, всем не мешало бы вспомнить, что Россия всегда шла своим собственным путем, несмотря на то, что ее часто пытались "европеризировать". Быть может, когда общество перестанет оборачиваться на "весь мир" и начнет идти снова своей собственной дорогой, осознав, что "Моя Русь - Стать Севера", тогда она по настоящему начнет возрождаться.

И небольшое отступление от всей линии концерта "Жизнь Струны", посвящение Виктору Цою. Единственная дань памяти поэту и композитору на этом концерте. Следом за этой композицией зазвучал первый подарок для московских поклонников "Алисы" - "Движение вспять". В свете развернувшихся событий в партере, эта песня также приобрела двойной оттенок:

Время лениво ведёт концерт
Единогласных рук,
Униформисты сторожат партер,
Стуком отвечая на стук.

Сторожат-то, сторожат, но к сожаленью песня все же не про это. И то, что она снова вошла в сет-лист "Алисы" тревожный знак. А устали ли "мы молчать"? Может быть, нас успели купить, кинув, как подачку, пресловутые благи "цивилизованного мира", тем самым, обеспечив наше молчание?!

Череду песен-вопросов разбавляет песня-размышление "Воздух". А ведь действительно, в "обществе глухонемых" сейчас чувствуется явный недостаток воздуха. Так кто же "играет" людьми и дает им выбирать тот или иной путь? Но со сцены уже звучит "Изгой".

Глаза глядели в глаза,
Когда птицы легли на крыло,
Свинцом наливалась гроза,
Мелкий дождь барабанил в стекло

Ощущения, описанные в этой песне знакомы многим, кто не понаслышке знаком с православной Церковью. Как минимум раз в неделю эти слова болью и радостью отзываются в сердцах некоторых людей. И даже на концерте в довольно паршивеньком клубе, казалось, что на тебя незримо глядят эти глаза, в которых каждый может прочитать:

Боль за души земли,
Сколько огня было в этих глазах
И сколько любви!

Может, за этими глазами кроется ответ? Так с чем же "воюет" бессменный лидер "Алисы"? Не с этим ли пороками рода людского:

Зависть да крамола, похоть да лень,
Пеленают душу в тартар.
Я жевал покорно страстей дребедень,
Да глушил гордыни отвар.

Ведь жизнь - это и есть война, постоянная война с самим собой, война, в которой оружием является Молитва и Вера. И эхом по бывшим помещениям завода проносится "Моя Война".

Но борется Константин Кинчев не только за душу и дух. Ему всегда удавалось показывать, как самому правдивому зеркалу, всю кривизну, пошлость, ханжество современных "вершителей судеб". Возможно, в этом кроется секрет его песен. Когда бы они ни были бы написаны, они остаются актуальными и по сей день. Так и изданная в 1985 году песня "Мое поколение", несмотря на более чем двадцатилетний стаж, не теряет своей актуальности. То, что было характерно для поколения Кинчева, так же характерно и для тех, кто младше его на двадцать-тридцать лет. Хочется сказать, "особенно характерно". Если тогда, в далеком 85-ом, это молчание было молчанием страха, то сейчас это молчание гораздо хуже, ибо это купленное молчание, причем купленное за гроши, за иллюзию. Вслед за "Моим поколением" звучит "Ко мне" - одна из самых сложных и неоднозначных песен. Однако благодаря своей аллегоричности она дает каждому увидеть в ней что-то свое. И продолжает аллегорический блок белый журавль "Стерх", криком раненого журавля проносится:

Где пророки беспечны и легковерны,
как зеркала,
Где сортир почитают за храм,
там иду я.

Многие ли из тех, кто из раза в раз ходят на концерты "Алисы" задумываются над этими строчками. Быть может, тогда не было бы на этих концертах тех личностей, которые приходят только напиться недешевого алкоголя и со стеклянным взглядом проорать: "Алиса". Хорошо только, что таких "кадров" все же становится меньше.

Можно спорить о вкладе рока в мировую культуру, в том числе и в духовную культуру людей. Всегда найдутся сторонники и противники этого музыкального движения. "Алиса" и Константин Кинчев довольно однозначно отвечают на все нападки на рок-движение. На прошедшем концерте прозвучали практически одна за другой "Звезда по имени Рок", "Рок-н-ролл" и "Все это рок-н-ролл". Все три песни говорят об одном и том же, но разными словами. И ведь, правда, уникальность русского рока в том, что "От сердца к сердцу, от крови в кровь рождались эти слова", причем независимо от исполнителя. И возможно именно поэтому два рок-гимна звучат столь сильно. Гимн "Все это Рок-н-ролл" очень давно не исполнялся Константином Кинчевым со сцен Москвы - , видимо, в этом концерте пришло и его время. Однако современное продолжение "Рок-н-ролла" по тексту гораздо глубже. И ведь действительно "как Ревякин сердцем сказал: "Когда задуют наши костры, вас станет знобить"", с ужасом думаешь о том, что будет, когда постепенно уйдут все они, кто придет к ним на смену. Смогут ли сегодняшние исполнители, претендующие на звание "героев рока", покинуть "сытые углы" и сказать не то, о чем их просят, а то, что есть на самом деле?...

И снова песня-вызов, вызов к тому, что спит в душах у каждого, к силе Любви, звучит почти в конце основного сета. Так "кто готов не прятать глаза? Готов открыто принять за благо - иго Любви?" Существенно изменилась музыкальная линия барабанного соло, которое следует сразу за "Игом Любви", которое дает возможность отдохнуть как музыкантам, так и слушателям. Конечно, не всем нравится этот музыкальный перерыв, однако большинство слушает переплетение звуков затаив дыхание. Андрей Вдовиченко один из лучших барабанщиков, редко удается услышать настолько высокопрофессиональную игру. Тем более, барабанное соло довольно частое явление на многих концертах - как отечественных, так и зарубежных коллективов.

Но вот уже звучит классика "Алисы" - "Красное на Черном", ознаменовав тем самым практически конец основного выступления. И следом за ней, песня которую очень ждали во время концертов в МАИ - "Аэробика".

Мы уже почти научились смотреть.
Мы уже почти умеем смеяться.
Мы уже почти говорим о своем.
Мы уже почти не отводим глаз.
Мы уже почти поём.

Вам это ничего не напоминает? Та самая пресловутая демократия, иллюзия того самого "почти". Нам уже почти дали возможность говорить, за нами уже почти не следят, нам уже почти не диктуют, что и как делать. "Но только почти, только почти".

Песни на бис также немало удивили слушателей. Кому-то показалось, что они выбиваются из основной линии концерта. Но "Инок, Воин и Шут" и "Небо Славян" органично завершали этот жизненный блок песен, посвященный самому важному - Родине. Ведь в каждой строчке прозвучавших в этот вечер песен можно было услышать боль за страну, за то, что с ней сейчас делают власть имущие. Как методом "разделяй и властвуй" они сеют в душах людей зависть и злобу. И в этих двух песнях звучит своеобразная надежда и напоминание. Ибо, несмотря на то, что:

Сколько раздоров и смут
Ведала Родина-мать,
Как нас хотели согнуть,
Как нас пытались ломать.

Пока "ратную службу несут, всяк на своем рубеже, инок, воин и шут" есть надежда на то, что гордый дух, все же не будет сломлен и рано или поздно даст о себе знать, перестав прогибаться под Восток или Запад, ведь:

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.

И как завершающий аккорд этого необыкновенного для Москвы концерта звучит еще один гимн Алисы "Мы вместе":

Я пишу стихи для тех, кто не ждёт
Ответов на вопросы дня.
Я пою для тех, кто идёт своим путем,
Я рад, если кто-то понял меня.
Мы вместе!

И так из года в год "Алиса" поет и пишет для тех, кто идет своим путем, всегда отмечая, то публика для "Алисы" больше чем фанаты - это в первую очередь единомышленники, те, кто мыслит теми же категориями и ценностями, о которых говорит музыка и стихи Константина Кинчева.

Декабрьский концерт "Алисы" стал самым сильным московским выступлением группы. В нем как бы отразилось все сегодняшнее мироощущение Константина Кинчева, который всегда пел о том, что лежит на душе, не лукавя ни себе, ни публике, попутно еще и обнажив массу проблем, которые искусно замаскированы сейчас за яркими красками иллюзий из жизни Беверли Хиллс. Жаль только, что весь позитив от него оказался испорченным обслуживающим персоналом клуба "Б1 Maximum".



Наталья Алексеева © www.pravaya.ru

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.