ИНФОРМАЦИЯДИСКОГРАФИЯ ФОТОАЛЬБОМ ИСТОРИЯ ПРЕССА АРМИЯ АЛИСА ВПЕЧАТЛЕНИЯ ФОРУМ ВОПРОСЫ БЕСЕДКА
|Апокриф |2016 |2015 |2014 |2013 |2012 |2011 |2010 |2009 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000 |1999 |1998 |1997 |1996 |1995 |1994 |1993 |1992 |1991 |1990 |1989 |1988 |1987 |1986 |1985|

Много песен над Волгой звенело.

Возможно, самое многолюдное музыкальное событие нынешнего лета уже состоялось. Более 130 тысяч человек с флагами и прочей атрибутикой вышли в огромное жаркое пыльное поле близ поселка с соц-артовским названием Красный пахарь Самарской области, чтобы в День России услышать "Рок над Волгой". Нареченный так новый многочасовой фестиваль бросил серьезный вызов всем аналогичным отечественным оупен-эйрам и в дальнейшем вполне способен стать флагманской акцией для российских рок-фанов.

Доминирование московско-питерской публики на крупных летних музыкальных мероприятиях, вынесенных за пределы двух наших столиц, давно уже сомнительно. Перенасыщенные концертные афиши Белокаменной и Северной Пальмиры позволяют жителям главных российских мегаполисов регулярно лицезреть любых исполнителей (уж, во всяком случае, доморощенных рок-звезд), образно говоря, не сходя с места. Поэтому основу аудитории летних фестивалей на пленэре в основном составляют жители регионов. Они непривередливо едут с рюкзаками, на перекладных, куда их призовут устроители того или иного феста, дабы в спартанских условиях, оптом, подпеть родным кумирам. И наши рок-фестивали последовательно отодвигаются все дальше от центра. "Нашествие" - в Тверскую область, "Сотворение мира" - в Казань, "Рок над Волгой" - под Самару.

Правительство Самарской области, поддержавшее фестивальную идею, на сей раз повернулось к року основательно. Бюджет фестиваля позволил питерской компании NCA (той самой, что устраивала первые гастроли Мадонны в Москве) заманить к Красному пахарю десяток записных российских хедлайнеров из тех, что еще способны и в одиночку собирать аншлаги во вместительных залах ("Алиса", "Аквариум", ДДТ, Вячеслав Бутусов и "Ю-Питер", "Ария", "Чайф", "Воскресение", "Агата Кристи", Чиж, "Король и Шут", "Сплин"), и придать фестивалю международный статус за счет прославленного сооснователя британской команды Uriah Heep Кена Хенсли и любимых россиянами буйных финских виолончелистов из Apocalyptica. Вести действо поручили "Квартету И", объемному комментатору-шоумену Василию Уткину и победительнице "Ролан Гаррос-2004" экс-теннисистке Анастасии Мыскиной.

Начали в 11 утра, закончили кустистым салютом в 11 вечера. К салюту, точнее, к выходу "Алисы", закрывавшей фестиваль, уже стемнело, и толпа - грандиозная, тянувшаяся от подножия высокой сцены до горизонта - вдохнула-выдохнула полной грудью и сплоченно ответила шаманившему Косте Кинчеву: "Мы здесь!", когда он пел незабвенное "Мое поколение".

А до того много часов подряд стойкие адепты русского рока, сдавливая друг друга, часами плавились под палящим июньским солнцем, алкали воды, которую эпизодически (в недостаточном объеме) выплескивали на их головы волонтеры и ведущие феста (Уткин и Ростислав Хаит лично поливали первые ряды партера минералкой), и призывали на помощь милиционеров. Последние отзывчиво вытаскивали из народа то одну, то другую теряющую силы особу (преимущественно девушек) и вели к поливальной машине или прямо к врачам. Три кареты "Скорой помощи" за сценой трудились беспрестанно, приводя в чувство героических фанаток.

К слову, о милиции. Уникальный случай, когда представителей этой структуры хочется помянуть добрым словом. Столь корректного, как на "Роке над Волгой", отношения людей в погонах к публике и другим участникам фестиваля, включая журналистов, мне на рок-сейшнах припомнить не удается. При этом мероприятие-то было "повышенной сложности" - с бесплатным входом и потоками пешей молодежи и байкеров из многих российских регионов, включая Сибирь...

Участники "Рока над Волгой" условно разделились на две категории - на тех, кто проигнорировал формат действа и сыграл то, что хотел, и тех, кто не стал дразнить массовую аудиторию и исполнил "лучшее, любимое и только для вас". Борис Гребенщиков с заметным шрамом на груди (после операции на сердце) впервые вышел с "Аквариумом" к столь безграничной аудитории, но тихо спел те песни, что поет сейчас на концертах в клубах и театральных залах. Был милый эпизод, кажется, не слишком уловленный юной фестивальной порослью, когда в финале выступления "Чайфов" к ним присоединился БГ и подпел Владимиру Шахрину в кавер-версии своей же культовой темы. "Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?" - вопрошали рок-отцы у многолюдного самарского поля.

По традиции не стремился к симпатиям масс Алексей Романов с "Воскресением". Его экзистенциальные блюзы, конечно, звучали трудновато для разгоряченного поволжского люда.

Со всей оппозиционной мощью обрушился на празднующий официальный День России народ Юрий Шевчук. "ДДТ" первой задействовала выдвинутый далеко в толпу язык сцены. Юрий Юлианович в черной футболке с белой надписью "Angel" носился по нему с горячечной пластикой и кричал "А я ввязался в бой!". Потом он повторил прошлогодний номер своего осеннего московского концерта с "маски-шоу" и кличем "Новый хозяин здесь". Видеоряд на большом экране, сопровождавший данную композицию, сейчас вряд ли показали бы по федеральным каналам. Антипраздничный пафос усилила новая песня "За тобой пришли". "Кто пришел, неизвестно, - заметил Шевчук, - но пришли".

После такого протестного страстного сеанса появление тихого Вячеслава Бутусова с симфоническим оркестром Самарской филармонии казалось слегка ироничным диссонансом. Но экс-лидер "Наутилуса" в сущности поддержал почин Юры, с гамлетовской отрешенностью и непримиримостью отыграв сет, почти целиком составленный из песен Ильи Кормильцева.

После этого предложение ведущих хором исполнить гимн России было воспринято зрителями сдержанно. А тут еще и "Апокалиптика" отличилась. В один из моментов получасового шоу финских струнных металлистов Пааво Лотьенен выскочил на тот самый "язык" сцены, спустил джинсы и показал народу зад, прикрытый плавками с надписью "СССР".

Примирила и привела страсти к одному знаменателю поэтично-патриотичная "Алиса". Кинчев был в этот вечер хорош и даже эпического "Стерха" пропел, почти как в начале 1990-х. Выступление "Алисы" в сопровождении стотысячеголосого хора, конечно, стало венцом "Рока над Волгой". Если "алисовский" самарский сет выйдет позже на DVD, он будет смотреться так же, как самые массовые концерты U2 или AC/DC. Ради одного этого перфоманса имело смысл организовать такой фестиваль.

Михаил Марголис www.izvestia.ru

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.