ИНФОРМАЦИЯДИСКОГРАФИЯ ФОТОАЛЬБОМ ИСТОРИЯ ПРЕССА АРМИЯ АЛИСА ВПЕЧАТЛЕНИЯ ФОРУМ ВОПРОСЫ БЕСЕДКА
|2013 |2012 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000|

"АлисА" в Красноярске - танцы на острове.

Специально для www.alisa.net

Как ни крути, а то место в Красноярске, в котором расположен Дворец Спорта имени Ивана Ярыгина - самый настоящий остров, "участок суши, со всех сторон окруженный водой", несмотря на мост, асфальтовые дорожки, дамбу, собственно Дворец Спорта, стадион, теннисные корты и прочие прелести цивилизации. Так что 17-го ноября в Красноярске состоялся концерт "Алисы" на острове - вот только интересно, знают ли об этом сами музыканты?

Чёрно-красное рок-н-ролльное шапито уже в пятый раз в нашем городе. Первый красноярский концерт "Алисы" сегодня вспоминать и грустно, и смешно - 94 г., поздняя осень, "Чёрная Метка". Помню, надпись стилизованным шрифтом на чёрно-красных билетах (которые сегодня вспоминаются с умилением, особенно когда держишь в руках современные чудеса полиграфии) тогда читалась скорее как "Чёрная Тётка"... ДК им. 1-го Мая практически на окраине города, отвратительный звук, сломанные кресла, при этом - нечеловеческая энергия группы, изо всех сил пытавшаяся прорваться сквозь "дровяной" аппарат. И - ощущение полной, тяжелой безысходности, которое особенно усилилось на пресс-конференции. Константин Кинчев выглядел тогда безмерно уставшим, опустошённым человеком, у которого даже не было сил отправить кое-кого из журналистов "в направлении далеко", хотя, чего греха таить, большинство вопросов на той пресс-конференции как раз такого ответа и заслуживало.

Спустя три года всё было по-другому. Декабрь 97-го, только что вышел "Дурень" - и "АлисА" в Красноярске вместе с "Агатой Кристи", впервые в совместном турне и впервые - концерт во Дворце Спорта. Нормальный звук, нормальный свет и мощнейшее выступление Константина Евгеньевича сотоварищи; любопытно, что "АлисА" тогда играла чуть более 40 минут, но каждая минута была пронизана таким неподдельным рок-н-ролльным драйвом! - многим нашим рок-командам не оставить у публики столько впечатлений и за два часа "рубилова". Под стать концерту вышла и последующая пресс-конференция - с бодрым, напористым Кинчевым, ироничными братьями Самойловыми и забавной перепалкой с журналистами по вопросам богословия.

Третий концерт "Алисы" в Красноярске - в июне 99 г. - получился потрясающе красивым, буквально волшебным. Группа опять играла на острове, но не во Дворце Спорта, а на площади рядом с ним. Для тех, кто ещё не был в Красноярске, объясняю - этот самый остров напополам рассекает главный городской мост. Так вот, вся площадь и мост в тот вечер были заполнены народом. Был отличный летний день, солнечный, но не жаркий. Можете мне поверить, это незабываемое ощущение - стоя на мосту над огромным Енисеем, слышать, как вживую играют "Солнцеворот". "Летний день, к солнцу в тень, босиком по воде" - а когда играли "Радость И Печаль", случился закат. Не знаю, понимали ли это сами музыканты, но, похоже, в тот вечер был один из самых красивых концертов "Алисы".

В четвёртый раз "АлисА" в Красноярске - в феврале 2000 г., снова с "Агатой Кристи" и вновь во Дворце Спорта. Играли тогда ещё не вышедший "Солнцеворот", старые песни - по словам моих друзей и знакомых, побывавших на концерте, прошёл он очень хорошо, но откровением не стал, особенно по сравнению с предыдущим, летним выступлением "Алисы". К тому же зимний концерт получился слишком тяжеловесным по звуку.

Впрочем, всё это - мнения моих друзей; я сам, к сожалению, на тот концерт не попал. Зато я услышал "Алису" примерно с той же программой 2-го декабря 2000 г. в Москве, в ДК им. Горбунова. Впечатления остались двойственные: с одной стороны - отличная работа группы на сцене, но с другой - в программе ни одной новой песни, весь материал был знаком по уже вышедшим альбомам. Это немного настораживало, но не было ощущения, что группа и её лидер в кризисе, в творческом застое - настолько мощно и свежо был исполнен материал "Солнцеворота" и старые хиты. К тому же, побывав на стольких пресс-конференциях "Алисы" и её лидера, постепенно начинаешь проникать в тайны их творческой кухни.

Стоп-кадр. Декабрь 97 г., пресс-конференция после 2-го концерта в Красноярске.
- Константин, альбом "Джаз" состоит из песен, написанных в первой половине 80-ых и даже в 70-х годах. В альбоме "Дурень" абсолютно новых песен тоже практически нет, большинство этих вещей исполнялось на концертах ещё в 95-96 гг. Сегодня прозвучала только одна новая вещь, "Аккумулятор". Вам стало труднее сочинять новые песни?
КИНЧЕВ: Новые песни, конечно, есть. Но тут такое дело - есть у нас в группе "музыкальный руководитель", великий и ужасный Петр Сергеевич Самойлов. Я, как только напишу новую песню, мне её сразу же хочется опробовать на концерте. А Петя сразу кричит:"Нет, рано пока, надо над ней поработать как следует".

Видимо, осенью-зимой 2000 г. с новым материалом была примерно такая же ситуация. И вот, наконец, пятый по счёту "Пляс Сибири" - 17-го декабря "АлисА" вновь в Красноярске; и снова во Дворце Спорта, и снова вместе с "Агатой Кристи". Новый альбом "Танцевать" вышел буквально неделю назад, и было очень интересно - с чем на этот раз едет к нам "АлисА", в каком количестве и в каком звуке прозвучат в концертной программе новые песни.

Хоть эта статья и написана специально для сайта "Алисы", не могу не сказать несколько добрых слов и про "Агату Кристи". Несмотря на потерю клавишника, группа отнюдь не "положила зубы на полку" - играя втроём, "Агата" в тот вечер звучала, может быть, несколько тяжеловесно и надрывно, но в то же время мощно и вполне уверенно. Любопытно и то, что в совместных концертах с "Алисой" "Агата Кристи" вовсе не выглядит "разогревающей группой", хотя по логике вещей, как ни крути, именно эти обязанности на неё и возлагаются. И, тем не менее, у "Агаты" получилось вполне равноправное с "Алисой" выступление, хотя большинство публики, похоже, пришло именно на "чёрно-красный рок-н-ролльный цирк". Тем приятнее было наблюдать, как это алисоманское большинство явно не хочет отпускать со сцены братьев Самойловых.

Но вот отзвучали последние ноты "До свидания, малыш", 10 минут на корректировку звука, шквал аплодисментов и приветственных воплей, обозначивший появление на сцене Константина и его команды и... неожиданное и очень приятное начало. "Танцевать". Непростая по музыке и тексту, отнюдь не "ломовая" по звуку, 6-минутная композиция в качестве стартового номера - это впечатляло, и это настраивало на правильную волну.

Дальше старая гвардия начала рок-н-ролл в полный рост, ничего не утаивая и не экономя сил. "Всё Решено", "Повелитель Блох", "Ветер Водит Хоровод", "Плач", "Дурак и Солнце", "Веретено", "Трасса Е-95", "Чую Гибель", "Красное На Чёрном", "Мой Рок-н-Ролл". Из альбомов лучше всего был представлен "Солнцеворот" - кроме "Повелителя", сыграли ещё "Православных", "Три Дороги", "Радость И Печаль". А вот из "Дурня" очень хотелось услышать "Пляс Сибири" и "Рок-н-ролл - это не работа", но, увы...

Стоп-кадр. Декабрь 97 г., пресс-конференция после 2-го концерта в Красноярске.
- Вам не кажется, что альбом "Дурень" получившийся вполне зрелым, мастерски сделанным, не содержит в себе, тем не менее, ничего нового - нового именно с точки зрения звукозаписи, студийной работы. Что-то от "Шабаша", что-то от "Чёрной Метки", что-то от "Джаза"...
КИНЧЕВ: Да, на самом деле я это признаю. Сыграла свою роль установка, которая была у нас ещё со времён альбома "Энергия" - чтобы каждый раз при записи очередного альбома студия была всё круче и круче, аппаратура всё лучше и лучше. И вот, записав "Дурня", мы почувствовали, что действительно упёрлись в некий тупик. Но зато новый альбом, который мы уже потихоньку пробуем писать, мы пишем прямо на нашей репетиционной точке, возвращаемся к нашему истинному звучанию. Возможно, там и сделаем окончательный вариант записи - запросто!

Этот альбом, как известно, получил название "Солнцеворот". Непонятый многими, "Солнцеворот" и по сей день остаётся для Константина Кинчева и группы одним из самых главных альбомов, точкой отсчёта нового времени - и это чувствовалось на концерте, и по тому накалу, с которым исполнялись песни из альбома, и по тому, как звук "Солнцеворота" пророс в совсем новые песни "Алисы" - но об этом чуть позже.

Непонятый многими... Я не совсем согласен с Константином Евгеньевичем, что "Солнцеворот" практически не был замечен радиостанциями. Да, сетевые радиостанции действительно испугались этого альбома, но подчас он получал гораздо лучшую поддержку на региональных станциях. Говорю об этом со всей ответственностью, как человек, который собственноручно делал часовую радиопремьеру "Солнцеворота" в Красноярске. Во Владивостоке на радиостанции "Новая Волна" песня "По Барабану" в считанные дни добралась до верхних строчек хит-парада, изящно отодвинув "Aerosmith", "Red Hot Chili Peppers" и Мадонну. Песни из "Солнцеворота" звучали в радиоэфире и в Барнауле, и в Иркутскe, и в Перми - альбом не остался незамеченным.

И всё-таки радиосудьба "Солнцеворота" могла бы сложиться гораздо более удачно - вот только для этого потребовалось бы внести "небольшие" изменения в сам альбом. Я часто задумываюсь о том, что мелодии многих песен "Солнцеворота" - "По Барабану", "Дорога В Небо", "Три Дороги" - на самом деле вполне "radio friendly", выражаясь профессионально. Только чуть измени аранжировку, сделай помягче гитарное звучание, немного замедли темп да ещё позови Рушана Аюпова с баяном - и любое "Наше Радио" этот материал просто с руками оторвёт. Да, ещё обложку надо бы малость переделать... Кстати, я абсолютно уверен, если бы Константин Евгеньевич сам не подчёркивал и не объяснял, что изображено на обложке "Солнцеворота", что означает вращающийся крест и в какую сторону он вращается, большинство журналистов и программных директоров просто не поняло бы, что там нарисовано - ну, колесо какое-то вышито в русском народном стиле...

Слава Богу, ничего этого не произошло. "Солнцеворот" звучит так, как он ДОЛЖЕН звучать, и на его обложке то, что там ДОЛЖНО быть. Этот альбом может нравиться, может не нравиться, можно, принимая его в целом, предъявлять какие претензии к деталям аранжировки и звука, можно, наверное, и не принимать его целиком и полностью. Но в любом случае не оспоришь то, что "Солнцеворот" получился достойным воплощением одной из самых важных идей рок-н-ролла - гнуть свою линию. Когда группа делает именно то, что сама считает правильным и необходимым, не обращая внимания на стандарты радиоформата, ожидания изрядной части слушателей и возможную реакцию музыкальных и околомузыкальных журналистов.

Думаю, мне повезло - я беседовал с Константином Кинчевым летом 99 г., когда уже вовсю шла работа над альбомом и песни из будущего "Солнцеворота" уже игрались на концертах. Интересно вспомнить эту беседу сейчас, после того, как вышел альбом "Танцевать", после того, как у группы появились новые песни, уверенно продолжающие линию "Солнцеворота".

Стоп-кадр. Июнь 99 г., интервью Константина Кинчева на радиостанции "Афонтово" (Красноярск, FM 101,3) перед третьим концертом "Алисы" в Красноярске.
- Константин Евгеньевич, последний раз красноярцы вживую видели и слышали "Алису" в декабре 97 г. Какие изменения произошли в группе с тех пор?
- Принципиально - никаких, вот только покинул группу гитарист Саня Пономарёв. Вместо него теперь играет Евгений Лёвин из питерской группы "НЭП". А Саня Пономарёв сейчас в "Аквариуме".

- Я был на двух концертах "Аквариума" с его участием, и у меня сложилось впечатление, что в "Алисе" его возможности использовались процентов на 20...
- Наверное, те задачи, которые перед ним ставились в "Алисе", как раз и требовали именно этих 20 процентов. Я очень рад, что он теперь может полностью раскрыться в "Аквариуме".

- Расскажите про песню "Пляс Сибири".
- Что Вас интересует?

- Прежде всего - почему именно Сибири Вы посвятили столь мощную вещь?
- Потому что Сибирь для меня - огромный, могучий край, где всё понятно, ясно, где не так суетно и торопливо, как в столичных городах и вечные человеческие ценности наиболее чётко высвечиваются здесь.

- Вам кажется, что сибиряки чем-то отличаются от жителей столиц или средней полосы России?
- Да, и только в лучшую сторону. А песня была написана в поезде, на перегоне между Улан-Удэ и Хабаровском. Она такая... не таёжная по ощущениям. Cкорее, степная.

- А Вы не обращали внимание на то, что в концертных версиях Ваш голос в "Плясе Сибири" бывает удивительно похож на голос Владимира Семёновича Высоцкого?
- Да вы что?! Ну, это комплимент!

- С "Алисой" частенько бывает так - заканчивается какой-то период в жизни группы, выходит новый студийный альбом, но почти всегда остаётся несколько песен, которые, так скажем, "никуда не вошли". Так случилось с замечательной песней "Танцевать", с некоторыми акустическими композициями, которые игрались на концертах в период "Джаза". Вы не планируете поработать с этим материалом в будущем?
- Не знаю, не знаю... "Джаз" возник как-то спонтанно, может быть, в будущем ещё какой-нибудь "Джаз" возникнет (улыбается). Но пока - нет, мы сейчас "Солнцеворотом" занимаемся.

- "Солнцеворот" - это программа, состоящая в основном из новых песен?
- Да, и сегодня на концерте мы кое-какие из них будем петь.

- Каким новый альбом получается по звуку, если его сравнивать с предыдущими работами группы?
- Если сравнивать с "Дурнем", то жёстче, если сравнивать с "Чёрной Меткой", то... нет, "Метка" другая, она безнадёжная, очень трагичная. В "Солнцевороте" мажора будет больше.

- То есть по настроению это будет более светлый, жизнеутверждающий альбом?
- Да, а по звуку - очень жёсткий, абсолютно гитарный.

- Вы используете в записи какие-то модные звуковые технологии - компьютерные "петли", сэмплы?
- Ну, "петельки" мы будем делать, соответственно, кое-какие гитары сэмплируются. Уж не знаю, как это будет восприниматься со стороны, но нам сейчас это интересно. Но - минимально; "петля" не ради "петли", а ради того звука, который мы формируем.

- Константин Евгеньевич, сейчас появилось много интересных молодых групп и артистов, которые работают на пересечении тех жанров, которые мы условно обозначаем как "рок" и "поп". Кто-нибудь из них Вам интересен, близок по духу?
- Прежде всего - я приветствую саму эту тенденцию. Поскольку тот уровень, на котором поп-музыка существовала раньше - ну, это вообще ни в какие ворота не лезло. Дай Бог, чтобы она становилась такой, как "Мумий Тролль", как Земфира. Мне кажется, это те самые талантливые молодые люди, которые поднимут поп-жанр на другую высоту. Честь им и хвала.

- Но многие молодые слушатели склонны воспринимать "Мумий Тролль" и Земфиру скорее как РОК-артистов...
- Ну и очень хорошо! Не важны "ярлыки", жанры, стили - важна суть того, что люди делают. А мне очень нравится то, что делает Илья - он неподражаем и бесподобен на сцене. Я этому могу дать единственное определение - ПРИРОЖДЁННЫЙ. А что касается Земфиры - её дебютный альбом я слушаю в машине, не вынимая диск из проигрывателя уже более месяца. Вот это то качество поп-музыки, которое меня удовлетворяет полностью.

- А из новой западной музыки что-нибудь произвело впечатление?
- Guano Apes" и Мэрилин Мэнсон.

- Мэнсон?! Константин Евгеньевич, да он же типичный "ряженый"!
- А мне всегда нравились подобные персонажи! Я ведь горячий поклонник Оззи Осборна, Элиса Купера. Мэнсон ведь - продолжатель той самой традиции.

- Ну, всё-таки музыка Оззи и Элиса более настоящая...
- Трудно судить, кто более настоящий, кто нет. Время покажет! Но, во всяком случае, я считаю, что название альбома "Антихрист-Суперстар" более позитивно, чем кощунственное "Иисус Христос - Суперзвезда". И Мэнсон ведь очень едко, цинично и жёстко разделывается с американским обывателем. Что мне очень приятно!

- А возникает иногда желание вернуться к тому, что слушали в 70-ые, на чём росли?
- А я ведь никогда от этого не отходил. Постоянно переслушиваю Оззи, Элиса, Джима Моррисона и "Doors". Чуть реже - "Rolling Stones", но всё равно я их очень уважаю. А ещё люблю Марка Болана и "T.Rex".

- У Вас не возникает ощущение, что наш "классический" российский рок - "Аквариум", "АлисА", "Калинов Мост", "ДДТ" - в последнее время не то, чтобы стал хуже, попсовее, a... как-то утерял сопричастность движению жизни. Я слушаю новый альбом "Калинова Моста", "Оружие" - отличные звук, очень сильные песни, но... они мало общего имеют с сегодняшней жизнью России. Слушаешь их - как будто Толкиена читаешь. Величественная сказка...
- А разве это плохо - время от времени почитать Толкиена? По-моему, очень даже приятно, полезно, интересно.

- И Вы согласны с тем, что последние работы "Алисы" тоже своего рода сказки?
- Пожалуй, да. Я ведь не ставил себе задачи всегда быть в фарватере тех перемен, которые переживает наша Родина. Другое дело, что я никогда не был безучастным к этому, но это не доминанта в творчестве. Это, скорее, доминанта в жизни.

- И в то же время в концертной программе 97 г. появилась такая жёсткая, урбанистическая и, в общем-то, такая остросоциальная песня, как "Аккумулятор"...
- Я не думаю, что "Солнцеворот" в целом получится таким уж урбанистическим, социальным альбомом. Те ценности, которые мне хочется отстаивать - они, как это не высокопарно звучит, вечны. Хотя там будут и "Звезда Свиней", и "Повелитель Блох" - такие остросоциальные штуки. Но это не главные песни в альбоме. Поскольку если делать зеркальное отражение того, что сейчас творится на нашей земле - этот альбом станет абсолютно безнадёжным. Доминанта в этом альбоме - выход. А я вижу выход в поиске и обретении Господа.

- В последнее время Вы стали более сдержаны в своих высказываниях на эту тему. И это производит даже более сильное впечатление.
- К счастью, период неофитства закончился. Все новообращённые этим грешат, у них всё на эмоциях. А сейчас всё улеглось, взгляды стали трезвее, поступки и высказывания - сдержаннее. У меня ведь в период неофитства был такой раздрай, такая раздвоенность меня тяготила - могу ли я быть угодным Господу, занимаясь этой профессией? А сейчас в моём сердце ничто не восстаёт против того, чем я занимаюсь. Поскольку сложилось чёткое убеждение, что в любой профессии есть люди, достойные Царствия Небесного, а есть недостойные. И та профессия, которую выбрал я, не является исключением.

- Вы могли бы ещё что-то, кроме песен, сказать тем людям, которые приходят на концерты "Алисы"?
- Видит Бог, мы стараемся и будем стараться везде оставить о себе добрую память - по крайней мере, до следующего приезда.

Не случайно эта беседа началась с вопроса об изменениях в составе группы. Александр Пономарёв был (и, надеюсь, остался) отличным гитаристом, но когда он играл в "Алисе", к его игре, к его звуку как будто всё время хотелось что-то прибавить. Евгений Лёвин во время концерта вроде бы ни разу не вышел на первый план; главным гитарным героем сегодняшней "Алисы" по-прежнему остаётся Андрей Шаталин. И всё-таки именно звук и техника игры Евгения помогли группе тот необходимый баланс между двумя электрогитарами, то равновесие в звуке, которого "Алисе" заметно не хватало после гибели Игоря Чумычкина.

"Убедительная просьба вот этот верхний свет погасить!" - после этой фразы Кинчева свет, тем не менее, погаснуть не спешил. "Ну ладно, мы тогда посидим, покурим, водички попьём". Я внутренне содрогнулся, уж очень ситуация напоминала знакомое по магнитофонным плёнкам 87 г.: "Судя по этому свету, я лишний раз убеждаюсь, что все папы - фашисты, как пел Миша Борзыкин! И вдобавок козлы, как поёт Гребенщиков!". К счастью, фашистов и козлов вспоминать не пришлось, свет погасили, а дальше - "Спокойная Ночь" Цоя. Концерт приближается к финалу.

И всё-таки новый альбом заслуживает того, чтобы на концерте играть из него побольше песен. Вот ещё одна тема, которую никак нельзя обойти вниманием - альбом "Танцевать".

Альбом, самая распространённая точка зрения на который сегодня - "это "Джаз" N2". Точка зрения, с которой я согласен лишь отчасти. Хотя Константин Евгеньевич удачно назвал "Танцевать" "передышкой между боями", этот альбом, тем не менее, содержит несколько очень важных для "АЛИСЫ" песен, песен из числа ГЛАВНЫХ. Прежде всего - сама "Танцевать", "Путь В Сторону Леса", "Каждую Ночь", "Бродячий Цирк". Если бы эти песни так и не получили достойного студийного воплощения, дискография "АЛИСЫ" много потеряла бы, и очень хорошо, что у Кинчева сотоварищи нашлось время и желание поработать с этим старым материалом.

И ещё один важный момент. "Джаз" в музыкальном плане получился красивым, нетипичным для "Алисы", но всё-таки "внутри себя" достаточно предсказуемым. В "Танцевать" больше музыкальных сюрпризов, больше маленьких звучащих чудес, на которые неожиданно натыкаешься, погружаясь в глубины альбома. Особенно удивили меня необычные гармонии и потрясающе красивое соло на клавишных в песне "Знаки"; "АлисА" по-прежнему остаётся группой, способной удивлять, удивлять даже тех, кто прекрасно знает творчество этой команды. А это качество "дорогого стоит" для рок-группы с таким стажем.

Клавишник Дмитрий Парфёнов вообще очень ценное для "АЛИСЫ" музыкальное приобретение. Синтезаторно-компьютерные вставки сделаны им очень умело и, что привлекает, ненавязчиво - просто ещё один штрих, ещё один оттенок в красно-чёрной палитре (не путать с пол-литрой! :)) Но и помимо клавишных партий в альбоме немало ярких и неожиданных музыкальных моментов. Аранжировка "Танцевать" - вызывает ассоциации с самыми мощными балладами Осборна ("Mama, I'm Coming Home", "Old L.A. Tonight") и, как ни странно, с... "Аквариумом" середины 80-ых, с такими песнями, как "Небо Становится Ближе", "Здравствуй, Моя Смерть", "Сны О Чём-то Большем". Особенно усиливает эту "аквариумную" ассоциацию бэк-вокал высокими голосами "как просто стать пеплом...", да и короткое гитарное соло разворачивается в этой песне с неспешностью и величием, присущим скорее манере Александра Ляпина.

Очень хороша в студийной версии "Каждую Ночь" - тонко балансирует между жёсткостью припева и прозрачным, светлым гитарным звуком в куплетах. "Путь В Сторону Леса" я, признаюсь, ожидал услышать в ритме рэггей, особенно если учесть, что в альбоме активно задействована духовая секция. Если Борис Гребенщиков тонко уловил и передал во многих песнях "Аквариума" праздничное, карнавальное настроение рэггей (хотя частенько этот рэггей-карнавал у Б.Г. с острым привкусом грусти, как в "Сестре" - "нам не так уж долго осталось быть здесь вместе"), то Константин Кинчев в середине 80-ых не менее точно уловил и передал бунтарский дух ямайской музыки, её острые углы и режущие грани. Проще говоря, если Б.Г. сделал для рэггей в нашей стране то, что во всём мире сделал Боб Марли, Кинчев в нашей музыке вполне мог сыграть роль, сравнимую с ролью Питера Тоша. Порой даже жаль, что в дальнейшем музыка "Алисы" двинулась совсем в другом направлении. И сегодня "Путь В Сторону Леса" звучит в ритме буги, в отвязной блюз-роковой аранжировке - с нахальной духовой секцией и порёвывающими после каждой строчки электрогитарами. Что тоже неплохо - по крайней мере, для сегодняшней "Алисы" эмоционально достоверней и естественней, чем рэггей-ритм.

И, конечно, "Бродячий Цирк" - самая питерская по настроению песня нового альбома. Вообще "Танцевать" живо и остро напомнил о питерском периоде в жизни и творчестве Константина Кинчева, и это радует - ведь это было очень важное и для группы, и для её лидера время.

Я вновь возвращаюсь к концертной программе; скорее всего, нет особого смысла сегодня играть вживую "Понедельник", "Доброе Утро", "Постороннего" и "Где Твой Билет?", достаточно того, что этим песням воздали должное в студийной записи. "Гость" и "Знаки" - всё-таки более студийные вещи, и адекватно они могут прозвучать во время акустических концертов в небольших залах. Но "Горизонт", "Каждую Ночь", "Бродячий Цирк" и "Путь В Сторону Леса" - этими песнями вполне можно (и нужно!) пополнить концертную программу.

Вот в чём парадокс сегодняшней ситуации; "АлисА" записала отличный альбом, но, похоже, музыкантам не очень интересно заниматься дальнейшим продвижением этого материала на концертах. По крайней мере, после концерта в Красноярске сложилось впечатление, что Константин Кинчев уже живёт новыми песнями, будущим альбомом.

"Родина" и "Небо Славян", две новые песни, прозвучавшие в тот вечер, - несомненно, сильные вещи по текстам и мелодиям. Но по звуку и аранжировкам это пока "Солнцеворот N2". Я понимаю, песни новые, к тому же на концерте особенно не поэкспериментируешь - но вот когда дело дойдёт до студийной записи, тут "Алисе" придётся крепко поработать. Новым песням, новому альбому нужен НОВЫЙ звук - он может быть сколь угодно жёстким и тяжёлым, но он не должен копировать "Метку" и "Солнцеворот". Иначе "это было бы уже потерей темпа", как говорил один персонаж из книги Аксёнова.

От серьёзного до смешного всего один шаг, и на концертах "Алисы" тоже. На песне "Ветер водит хоровод" какой-то олух на танцполе зажег осветительную шашку ярко-зелёного цвета - как на дрейфующей льдине. Естественно, набежала милиция и начала гасить. Шашкозажигателя загасили без особых проблем, а вот саму шашку - не очень-то. Она ведь сделана так, чтобы её ни дождём, ни ветром, ни ментом... - к тому же на дрейфующих льдинах и полярных аэродромах наличие милиции как-то не предусмотрено. Пришлось тащить горящий и дымящий предмет под трибуны, чтобы окончательно затоптать его там. Гражданин Милицейский, бегущий с зелёным факелом, как с олимпийским огнём, под звуки песни "Ветер водит хоровод" - это было шоу!

Правда, шоу это натолкнуло меня на мысли вовсе не весёлые. Цитата:"Взирать на аудиторию Константина Кинчева с каждым сезоном грустнее и страшнее. Мало чем отличающихся от, допустим, скинхедов, тинейджеров некогда талантливый и революционный Доктор Буги настолько перекормил гремучей смесью из красного, чёрного, православия, свастик, бесовства, язычества и собственно рок-н-ролла, что в их головах, должно быть, разруха совершеннейшая. А сие взрывоопасно".

Оставим на совести автора статьи то, что в песне "Доктор Буги" Кинчев под этим именем подразумевал вовсе не самого себя. Можно, конечно, отразить подобные упреки так, как Константин Евгеньевич сделал это в интервью "Вечерней Москве": "Если я чем-то перекормил автора данной статьи, пусть отправляется на концерт группы "Руки Вверх". А можно честно признать - да, в некоторых алисоманских головах действительно разруха. Только такие головы были и раньше, и разрухи этой было в них ничуть не меньше. И не имеет эта разруха никакого отношения к православию, язычеству и собственно рок-н-роллу. Она скорее имеет отношение к общей пустоте и лёгкости в этих самых головах. То есть пойти толпой на концерт, поорать, попрыгать, пивусика надубаситься и чтоб Костян рокендролл мочил - вот это круто! А о чём песни?... ну, это... ваще... крутые песни!

Но почему?! Почему именно у "Алисы" эта пустоголовая часть аудитории наиболее заметна и, чего греха таить, весьма многочисленна? Мне кажется, я знаю часть ответа.

Начнём издалека. Элис Купер. В середине 70-ых Боб Дилан назвал его "самым недооценённым лирическим поэтом Америки", и если великий Боб в этот момент иронизировал, то, кажется, самую малость. Мелодии, аранжировки и звук в лучших альбомах Купера наголову превосходят преувеличенно популярных в нашей стране "Deep Purple", "Uriah Heep" и "Nazareth". С Элисом за годы его музыкальной карьеры переиграло немало отличных музыкантов, например, Тони Левин (уж не родственник ли? :)), один из лучших бас-гитаристов нашей планеты. Или выдающиеся американские гитаристы Стив Хантер и Дик Вагнер - этот гитарный тандем работал также с Лу Ридом и Питером Гэбриелом, не самыми безмозглыми представителями рок-жанра, правда? Продюсер Боб Эзрин, ставивший звук и практически ставший соавтором легендарного куперовского "Welcome To My Nightmare", работал с тем же Лу Ридом и "Pink Floyd". Некоторые альбомы Купера (например, "The Last Temptation") строго концептуальны, причем концепция и внутренняя драматургия в них гораздо более чёткая, чем во многих других рок-альбомах, считающихся образцами концептуальности. И так далее... Вот только всё это отнюдь не придёт в голову среднестатистическому гражданину, когда он услышит имя "Элис Купер". А что ему придёт в голову? - правильно, цилиндр на макушке, подведённые гримом глаза, удав и гильотина! Точно так же, как при имени "Оззи Осборн" - летучие мыши в собственном соку...

Собственно, это проблема всех тех, в чьем творчестве ритуал и атрибуты в определённый момент стали занимать слишком много места. Проблема всех тех, чьи концерты превращаются в представления бродячего рок-н-ролльного цирка. Публика начинает ловиться на внешние вещи, совершенно не вслушиваясь и не вдумываясь в суть. Иногда артист или группа уже кардинально изменились, прежние правила игры им уже не интересны, а публика продолжает требовать от них всё тех же трюков, как от цирковых лошадок. Существует ли способ переломить такую ситуацию?

Мне кажется, для "Алисы" таким способом могло бы стать исполнение в электрических концертах нескольких песен в акустике. Так давно делают многие группы, причем не чурающиеся энергетики стадионов, от "Rolling Stones" и "U2" до "DDТ" и "Мумий Тролля". Это позволяет перейти от жёсткого звука, от прямолинейного "рубилова" к более тонким музыкальным вещам и несколько остудить горячие головы публики. У "Алисы" множество прекрасных песен, которые можно играть в акустике/полуакустике, причем именно сейчас, когда в группе появился клавишник и когда "алисовцы" как инструменталисты достигли настоящей зрелости и мастерства, это может получиться особенно интересно. А если определённая часть публики во время акустической части концерта разочарованно потянется в буфет за пивом - ну, значит, за пивом они и пришли, а не за песнями.

Впрочем, это уже детали. Самое главное - у "Алисы" вышел вполне удачный новый альбом, на концертах группа в отличной форме, а новые песни ясно указывают направление будущего альбома - и мне кажется, это правильное направление.

Стоп-кадр. 29 ноября 1994 г., пресс-конференция после первого концерта "Алисы" в Красноярске.
- Константин, Вы могли бы сформулировать, что такое, или даже кто такая для Вас "АлисА"?
- "АлисА"? Ну, это такая маленькая девочка, которой мы служим.

Чей-то быстрый вопрос со стороны: "Костя, а кто ты для этой девочки?"
- Я? Слуга. Вот она пришла, посмотрела и я... Нет, понимаете, трудно об этом говорить, потому что имя конкретное, а ощущение совершенно абстрактное.

Мне кажется, девочка по имени АлисА сегодня смотрит на мир взглядом куда более светлым и уверенным, чем семь лет назад. Лично меня это только радует.


Андрей Шевелёв

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.