ИНФОРМАЦИЯДИСКОГРАФИЯ ФОТОАЛЬБОМ ИСТОРИЯ ПРЕССА АРМИЯ АЛИСА ВПЕЧАТЛЕНИЯ ФОРУМ ВОПРОСЫ БЕСЕДКА
|2013 |2012 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000|

Отзыв о статье "АлисА" в Уфе: старая и новая"

Сама статья находится здесь

Автор статьи "АлисА" Уфе: старая и новая" (дабы избежать возможной дальнейшей путаницы с именами, поясню сразу: статья подписана под псевдонимом "Сара", со ссылкой на более подробную информацию, где указаны полностью Ф.И.О. Бучинскайте Изольда Ригведовна) отображает свой взгляд на творческую и концертную жизнь группы "АлисА". Считаю, что я так же, как и Сара, обладаю правом на частное мнение не только об "АлисЕ", но и о статье выпускницы факультета журналистики МГУ.

Часть 1. Эта "старая", "старая" "АлисА".

Трудно в чём-либо в этой части не согласиться с Сарой. И участие "Алисы" в "отечественном рок – движении", и "детонатор… против устоев советской системы", и "идеологи "волны питерского рока". Даже сама Земфира заявила о своем сценическом ориентире на К. Кинчева. Видали!

В общем, у "Алисы", как у яркого примера русского рока, действительно героическое прошлое и заслуженное хитовое настоящее.

Часть 2. Концертная.

В Уфе я не бывал, но московские алисовские концерты не пропускаю. И первое моё недоумение вызвала фраза в статье "что фаны "Алисы" славятся не самым мирным нравом". Вот это да! Если не считать побитых плафонов в питерском метро в конце 80-х, в чём же Сара видит сегодня "не самый мирный нрав" - не понятно.

Успокаивает однако то, что в Уфе "все прошло сравнительно благопристойно". А организаторам концерта в ГДК можно порекомендовать для внимательного прослушивания песню "Всё это рок-н-ролл", хотя наверняка их ценовая политика в отношении билетов всё равно не изменится.

"Не обманула ожиданий лишь "АлисА" - так было всегда, так и останется до последнего концерта, для тех, кто любит "Алису". Подчеркну: именно любит (а настоящая любовь, в моем понимании, это определённо постоянное чувство, т.е. невозможно вдруг взять и разлюбить, а если такое произошло – значит, любви как таковой в общем-то не было и есть над чем поразмыслить), следовательно, для этих людей (в том числе и автора этих строк) – концерт или новый альбом всегда будут праздником, большим или малым - не так важно, главное - желанным. И то, что "Кинчев поёт с душой, искренне и честно о том, во что верит, о чём думает, о том, что сам считает истинным", остаётся очевидностью, за которую зрители и слушатели отвечают ему той же искренностью чувств.

Часть 3. "АлисА" "новая" – православно-патриотическая или Кинчев в "системе".

В этой части статьи начинается самое интересное. Сара пишет, что новые песни вызвали у нее "впечатления отнюдь не однозначные". И далее делает заключение, что песни: "Православные", "Мама", "Небо славян", "Инок, воин и шут" - это всего лишь песни о любви Кинчева "к древнерусскому фольклору". Позвольте мне не согласиться. Подобную характеристику можно дать песням групп типа "Иван Купала", но никак не последним песням "Алисы", в которых ощущается глубина (а не просто декларированы "яркие слоганы") неразрывности судеб Православия и России, среди которых реально живут любовь, боль и вера Кинчева без бутафории. На фоне чего утверждение о любви к древнерусскому фольклору выглядит неправдоподобно.

По мнению г-жи Бучинскайте "просто признания в патриотизме" у Кинчева получаются декларативно "всё как-то прямолинейно, топорно, а потому не цепляюще". Но ведь упомянутая так называемая прямолинейность Кинчева присутствовала в его песнях всегда: от "здесь в обход не идут, здесь не прячут глаз" и до "словом не кривить, ладить напрямик". Да и топором у него неплохо получается:

"Звездопад, да рокот зарниц.
Грозы седлают коней,
Но над землёй тихо льётся покой
Монастырей"

или

"Чудеса Рождества - доверять январю,
Укрепляться поста - правилом.
На Крещенский мороз разрубить полынью,
Радость встречи принять – набело".

Сару "не цепляет", а мне по сердцу.

Так вот, изначально недопоняв, что же такое есть "новая" "АлисА", Сара сравнивает "новую "Алису" с "образами духовной Руси БГ или "Калинова Моста". Из чего у неё выходит, что "вроде поёт "АлисА" о том же, но без тонкой лиричной символики, без мудрой одухотворенности, словно о другой Руси поёт". К месту напомню, что Кинчеву такое устроили после "лиричной символики" "Солнцеворота" - фашистом обозвали. Вот как нынче страшны символы! И по поводу "мудрой одухотворённости" замечу, что Константин не пустынник-исихаст, следовательно, тексты к песням пишет он в соответствии со своим духовным возрастом. Но ведь не секрет и для Сары: "поэт в России больше, чем поэт". "…словно о другой Руси поёт" - недоумевает Изольда Ригведовна. Можно отчасти согласиться с этим. Образ земли русской у Кинчева – это образ Святой Руси:

"След звезды пылит по дорогам,
На душе покой и тихая грусть.
Испокон веков граничит с Богом
Моя Светлая Русь".

Светлая здесь сиречь Святая. А, как известно, Святая Русь – это Русь со времен Крещения в вере Православной. И для меня приведённый выше текст песни понятен, и близок, думаю, любому единомышленнику.

Далее начинается череда противоречий и несостыковок. Сначала Сара пишет, что "песни не казались агрессивными или призывающими к чему-либо" потом в этих же самых песнях она видит, как Кинчев отбросив "доброе умиротворённое христианство" устраивает "боевой теологический бунт во главе с церковью". Из чего получается следующая картина: в мягкой, не агрессивной форме, Кинчев просто пытается признаться в своих песнях в патриотизме и любви к Родине и Богу… Но! На самом то деле – это не любовь, а боевой бунт, руководимый из Патриархии. Что это: амбивалентное восприятие или в очередной раз "сарам" хватает изворотливости "даже в дожде усмотреть Холокост"?

Следующее мнение Изольды Ригведовны на мой взгляд, вполне справедливо: "Алисе" всегда был близок дух борьбы и неприятия системы". Только Сара считает, что сегодня Кинчев "опускает руки", я же вижу обратное – дух борьбы и неприятия, в сегодняшней "Алисе", отнюдь не исчез, но направлен теперь против греха и зла, царящих в душах людей и мире:

"Смотри, как рушится мир,
Как теряет голову память,
С каждым днём
Приближая конец.

Каждый роет своё себе,
Личной совестью выжит стыд.
Для напора в слепой борьбе
Кукловодам открыт кредит".

Сара пишет, что Кинчев "растворяется в системе, называемой церковью, он утопает в православии". Здесь налицо две очевидных вещи: либо принципиальное не приятие Православия как такового, либо стереотипное мышление поколения продвинутого "Клинского", НТВ и МК. Отсюда и упорное стремление обладать "правом сомневаться". Сомневаться во всем, сомневаться даже в подлинности реальных вещей.

Далее Сара употребляет в отношении себя (???) местоимение "мы": "мы не воинственные атеисты и не богохульствующие сатанисты". А кто же вы такие, позвольте спросить, и сколько вас? Пояснений нет.

Резюме статьи "АлисА" в Уфе: старая и новая" состоит в следующем: "идейные трансформации (Кинчева – Р.С.) имеют право быть, в них нет ничего настораживающего или плохого. Просто слишком уж они типичны и неоригинальны". Типично для Кинчева что? То, что он не стал верховным друидом и неоригинально, что у него не прорезался на лбу третий глаз? Далее: "Современная "АлисА" становится все менее интересной" - кому? Лично Саре? Пожалуйста, это её (их) личное дело, и табличку с надписью "не интересно" Сара может спокойно поставить у себя дома на записи "Алисы". Но от этого "АлисА" не станет менее интересна для тех, кто любит её творчество или же только начинает открывать его для себя. "Она банальна, подобно Ельцину со свечкой в Храме. Это уже другая "АлисА". Она с таким же заводным и энергичным лидером, но со стареющей душой, теряющей черты молодости" - итожит Сара. Нет. Это та же самая "АлисА" с тем же лидером, но с процессом времени обретшим определённый жизненный опыт, не опускаясь до банальности "подсвечников".

Роман Солнечногорский

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.