ИНФОРМАЦИЯДИСКОГРАФИЯ ФОТОАЛЬБОМ ИСТОРИЯ ПРЕССА АРМИЯ АЛИСА ВПЕЧАТЛЕНИЯ ФОРУМ ВОПРОСЫ БЕСЕДКА
|2013 |2012 |2008 |2007 |2006 |2005 |2004 |2003 |2002 |2001 |2000|

Взлом советского кинематографа

Впечатления от фильма "Взломщик"

Одной из моих навязчивых идей последнего времени было посмотреть фильм "Взломщик". Первые кадры из него я увидел ещё в 1998 в "Быль да сказки". Они меня сразу же заинтриговали и надолго... А сами моменты, надо сказать, были подобраны вполне удачно, но об этом позже. К тому же интерес к нему продолжительное время подогревали разговоры подростков (которые немногим старше самой плёнки) во дворах. А самое главное, чем он примечателен - так это тем, что пусть не главную роль, но второстепенную уж точно в нём исполняет сам Кинчев образца 1986 года. Хотя вся шумиха развернулась отнюдь не вокруг безграничного таланта режиссёра или, к примеру, вокруг того, что в фильме были затронуты остросоциальные проблемы. Всё куда проще: участие ещё всё-таки в советские времена рок-звезды казалось недопустимым. Но как бы там ни было - это произошло! Это сейчас такое дело является рядовым событием. Больно модно стало участвовать героям желтой газеты в какой-нибудь дорогой ленте (но, несмотря ни на что, бесповоротно бездарной). Не знаю как большинство, но автор текста считает, что, только, к примеру, "БИ-2" "засветились" благодаря мало кому неизвестному ныне фильму (тоже, кстати, с буквы "Б" и с цифрой "2"). Вот известная теннисистка теперь в клипах снимается, а первый человек страны, наоборот, заиграл в теннис. Кто следующий? Но речь совсем не об этом.

Запись попала мне в руки трижды переписанная. Ну и на этом спасибо. На вопрос: "Ну как!?", товарищи отвечали: "Да так...". Мне и в голову не могло прийти, что такое возможно. По слухам-то - легендарный фильм! Если говорить совсем честно и откровенно, то я ожидал куда большего. Перед началом домашнего коллективного сеанса с друзьями все ожидали, что весь фильм про Костю, а не про его несчастного брата. Обложка кассеты ведь с Кинчевым, а не с этим мальчиком. Первые кадры заставили больше чем задуматься. Но не нельзя же на протяжении всего фильма про Костю ждать, когда Костя появится в кадре. "Взломщик" снят в стиле, как говорят бабушки на скамеечках, "про жизнь". Но никак не в стиле про "РОК". Сюжет построен на балансе, на грани. Кинчев вежливо разговаривает с волнующимся братом, а уже через пять минут также "вежливо" спускает его с летстницы. Костя, несмотря на его несдержанное поведение, всё-таки играет положительную роль. Он исполняет песню про розового коня на обычной гитаре в спокойной домашней обстановке, а на следующий день с подведёнными глазами уже про жирные рты в заряженной агрессией атмосфере. В жизни начинающий музыкант даёт братишке яблоко, на сцене ломает гитару, исполняет языческие танцы, строит невинные глаза, а через секнду его лицо принимает угрожающий вид. Настоящяя рок-звезда. Особо хорошо показали разлагающуюся молодёжь, будущую армию "АлисА". Пока они ещё не в красно-чёрных нарядах, но уже выглядят вполне по "моде". Зал полон, но сиденья оставлены на своих положенных местах (в наши дни такое представить трудно!..), да и публика в своём большинстве покорно смотрит на сцену, сидя на сиденьях. Лишь несколько смельчаков нарушают ощественный порядок, стуча ногами о сцену и с особым задором прыгая друг на друга. Прекрасно видно, что некоректную публику просто попросили покривляться перед камерой, неестественно всё как-то. АлисАман выделяется "козой", символикой. И уж точно не сидит на своём месте. Даже примерный брат взмахивает рукой вверх, а также указывает своим одноклассникам Костю. В такие моменты он им по-настоящему гордится, несмотря на все невзгоды, которые начинающий музыкант ему причиняет каждый божий день. Ничего, буквально через год появятся не только клавиши... На первых порах всегда трудно.

Нельзя сказать, что "Взломщик" посвящён исключително незавидной судьбе мальчика. Кинчев (а иногда Шатл и Самойлов) появляется в кадре часто, но не слишком. Он представлен нам скорее как собирательный образ, возглавляющий новую волну. Мы увидим панков в милиции, людей, которые сами рисуют себе тату обычной шариковой ручкой. За всем этим кроется какой-никакой сюжет: несложившаяся семья с пьющим отцом, да и Костя задолжал местному воротиле-байкеру Хохмачу клавиши, заботливый братишка их крадёт, а в конце - заключительная драка Хохмач vs. Кинчев с неизвестными исходом для последнего. Короче, всё как обычно. Что касается музыки, то в фильме "АлисА" сыграла пять неполных песен: "У истоков голубой реки", "Мы вместе!", "Земля", "Воздух" и "Моё поколение". Причём почти все были немного обрезаны. Но зато "Воздух" и "Земля" были спеты вживую, а остальные вставлены в фильм прямиком с "Энергии". Какая-то другая команда выглядела, мягко говоря, неуместно. Все в каких-то причудливых костюмах, да и музыка их мне так же как-то не приглянулась.

Не обошлось и без глюков. Когда Костя только поднимался из гримёрки на сцену, то он там уже вовсю пел "Землю".Не знаю, как остальным, но мне показалось, что Кинчева дублировал другой человек. Итог. "Взломщик" я оценил бы на твёрдые четыре бала. Но если бы не Костя, фильм смотреть было просто-напросто невозможно. Концертные выступления здорово разбавляют скукоту; ну если бы герой, из-за которого лента помнится всем до сих пор, появлялся бы в кадре почаще, тогда этому кино цены не было. Так что моменты в "Быль да сказки", наверное, одни из самых хороших, но они ни капельки не характеризуют фильм. Но для общего познания всем рекомендую, один раз посмотреть нужно обязательно.


Максим М. Белов constructor@inbox.ru

© Константин Кинчев. При использовании материалов ссылка на www.alisa.net обязательна.